Лев Рубинштейн: погиб поэт, невольник чести

Лев Рубинштейн

Поэт, публицист, правозащитник и союзник ЛГБТ-сообщества Лев Рубинштейн скончался в больнице после того, как его сбил автомобиль

8 января поэта и публициста Льва Семёновича Рубинштейна сбила машина. Он был доставлен в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, где был введён в лечебный сон. Сегодня Льва Семёновича не стало. Команда “Парней+” выражает свои глубочайшие соболезнование семье безвременно ушедшего и вспоминает, каким был этот преданный союзник ЛГБТ-сообщества.

Жизнь дается человеку, а потом

Отнимается обратно – вот те раз…

“Всюду жизнь”. Лев Рубинштейн (1986)

2011 год. В Москве проходит гей-парад, его разгоняют силовики. Лев Рубинштейн жёстко осуждает это в своём эссе “Пусенька, зачем?”. Он проходится по всем “либералам”, предлагающим “не афишировать”:

“Вот в последние дни, например, ведутся жаркие и не всегда мирные споры про гей-парад и его жесткий разгон. “Нет, а зачем они это делают? – кипятится вполне разумный и вполне либерального умонастроения собеседник. – Они же знают, что это очень многих раздражает”. “А ты уверен, – говорю я ему, – что твоя красная футболка никого не раздражает? Я не сомневаюсь, что кого-то она страшно бесит. Зачем ты ее носишь? Мог бы и поскромнее одеться. Когда ты в семидесятые годы носил хайр до плеч, это никого не раздражало? Ну-ка, вспомни. А твоя нерусская фамилия никого не раздражает? Как тебе кажется? Может быть, сменишь ее на какую-нибудь более конвенциональную? Да и небольшая пластическая операция тебе, я думаю, не помешает”. “Не надо утрировать, – говорит он. – Это другое дело”. Почему другое? Почему это я утрирую?

Ненависть – иррациональная и темная – первичнее, чем ее объект. Она не порождается предметом раздражения. Она им только провоцируется. Предмет найдется – была бы ненависть. А она всегда наготове. Объектами ненависти в разные времена были то раскольники, то инородцы, то “буржуи”, то попы и монахи, то опять инородцы, то стиляги, то хиппи, то панки, то Америка, то мусульмане, то опять же инородцы. Теперь вот одной из болевых точек на теле общества оказались геи и их проблемы – совсем, между прочим, не надуманные.

“Зачем ты носишь нательный крестик? Ты же знаешь, как у нас к этому относятся”. Так в середине 70-х годов увещевала моего друга его любящая мама. “Знаю, – отвечал он, – именно поэтому я его и ношу”.

“Зачем же ты написал в своей анкете, что ты еврей, – говорили другому моему другу заботливые люди, – у тебя же русский отец. Записался бы русским. Ты же знаешь…” “Знаю, – отвечал мой другой друг, – именно поэтому и написал”.

Усмирение ненависти посредством устранения ее объектов, реальных или мнимых, актуальных или потенциальных, мне кажется самой неправильной и трусливой стратегией. Ненависть этим не изведешь. Она всего лишь переключится на новый объект”.

Позднее в том же году Рубинштейн пишет ещё одно эссе об ЛГБТ “Битва с радугой”. Оно, увы, пророческое. Его мы поместили в конец статьи, так как это надо читать целиком. 

2013 год. Государственная Дума приняла первый закон о “пропаганде нетрадиционных ценностей”. Издание Грани.Ру, для которого писал Рубинштейн, создаёт проект “Против гомофобии”. Видеообращение для этого проекта записал и сам Лев Семёнович.

В том же году Рубинштейн вышел на ряд митингов за освобождение участниц Pussy Riot.

Лев Рубинштейн

Фото на митинге с художником Андреем Бильжо

2017 год. Антидискриминационный центр “Мемориал” объявляет кампанию солидарности с ЛГБТ-людьми Чечни и Донбасса. Из всех деятелей современной российской культуры Лев Рубинштейн был первым, кто присоединился к кампании:

“Ксенофобия, объектами которой в разные времена и эпохи становились то люди, исповедующие другую, “неправильную”, религию, то люди другого цвета кожи, то люди “других” убеждений и “другой”, отличной от общепринятой, картины мира, – есть наиболее яркий и наглядный признак темной агрессивной архаики.

В наши дни эта дремучая ксенофобия чаще всего принимает форму оголтелой, истеричной гомофобии.

Современное, цивилизованное человечество, пройдя через бесконечную череду саморазрушительных предрассудков и суеверий, через кровавые войны и преступления, выстрадало такое понимание мира, в основе которого лежит суверенное право людей быть разными, непохожими друг на друга. Современный мир базируется не только на взаимной терпимости, но и на дружелюбном любопытстве по отношению к “другому”. Не ненависть, не подозрительность, а стремление к пониманию и готовность защитить то, что подвергается гонению и агрессии.

Всеми возможными цивилизованными средствами противостоять дремучей архаике, которая способна опираться только на силу и на живучие темные суеверия, – не только право, но и долг людей современного мира, то есть наш с вами долг”.

2020 год. Путинское переписывание конституции. Все мы помним тот омерзительный гомофобный рекламный ролик. Вызвал отвращение он и у Рубинштейна:

“Зажав, как говорится, нос, посмотрел этот рвотный ролик, грозящий нам тем кромешным ужасом, который грозит российской государственности и вековым нравственным устоям страны и ее народа, если страна и народ немедленно не проголосует за то, чтобы постоянно действующий президент страны таковым навсегда и оставался”

Отвечая на вопрос “Почему Кремль и его пропагандистская обслуга ни о чем, кроме геев и однополых отношений, думать не могут?”, он пишет:

“Да нет, я думаю, это не так. Они не могут думать ни о чем кроме бабок и власти, каковые легко конвертируются друг в друга. А тема геев и вся совокупность дремучих мифов, легенд и бабушкиных сказок, положенных в основу в том числе и упомянутого агитационного тяп-ляп-изделия криворуких подмастерьев, это вполне циничный расчет”.

2021 год. В интервью “Новой газете” Лев Семёнович говорит: 

“Глубокая архаика реально существует в обществе. Потому что страна не проделала пути, который проделала Западная Европа. Поэтому бесконечные разговоры о каких-то гей-парадах — это химерические страхи.

t.me/parniplus

Борьба с харассментом у нас тоже зачастую выглядит для нормального человека чрезмерно, но это реакция на реакцию, на реакционерство. Но если выбирать из двух зол, конечно, я на стороне феминисток, а не “Мужского государства”. Этих монструозных явлений вроде “Мужского государства” или речей депутата Милонова с точки зрения любого нормального общества просто не может быть”.

[adrotate group="1"]

И, наконец, 2023 год. Рубинштейн появляется на “Живом Гвозде”, где, среди прочего, рассуждает о причинах гомофобии во власти:

“Там тусовались “волосатики” и, время от времени, приходили какие-то рейды милицейские и их, что называется, “винтили”. 

А вы думаете, у нас до такого не дойдёт?

Мне кажется, всё-таки, нынешние чуть-чуть умнее. Нынешние начальники, я имею ввиду. Их как-то это меньше волнует. Сейчас человек с дредами, он может быть и таким, и сяким.

Но их же почему-то волнует пропаганда ЛГБТ? Казалось бы, гомосексуальный человек тоже может быть и таким, и таким, он необязательно настроен против власти.

Это вы не мне объясняйте. Это большая глупость, я считаю. Это большая глупость и это чьи-то личные комплексы. Это не системная история, это кто-то лично по каким-то мне непонятным причинам как-то это особенно ненавидит”.

***

Предлагаем вам почтить память покинувшего нас мастера слова, прочитав полностью его эссе “Битва с радугой”:

“К этой теме я уже обращался. И не раз. И сильно боюсь, что придется и еще. И это при том, что сама по себе эта тема не имеет ни малейшего отношения ни ко мне лично, ни к кому-либо из моих близких или друзей.

Я имею в виду тему гомофобии. А имею я ее в виду всего лишь потому, что гомофобия как одно из многочисленных и сменяющих друг друга в общественном сознании (точнее, бессознании) проявлений ксенофобии является на сегодняшний день одной из наиболее болезненных и, так сказать, горячих точек. Наряду с проблемами религий, мигрантов или тех или иных форм и проявлений современного искусства. А ксенофобия, я в этом убежден, есть самое, пожалуй, мрачное зло, там и сям наваленное тяжелыми бревнами или ржавыми рельсами поперек истории.

То, с чем борются мракобесы-общественники, это не пропаганда гомосексуализма. Тому, кто гомосексуалистом является, пропаганда не нужна. Того, кто им не является, не переориентируешь никакой пропагандой. Это все чушь и чистейшее мракобесие, которого и без того хватает в различных сферах общественной жизни.

Пропагандировать можно те или иные идеи и идеалы. Тот или иной образ мира. Те или иные взгляды и ценности. Но только не человеческую натуру. Секс пропагандировать не надо. А безопасный секс – можно и нужно. Еду пропагандировать не надо, а здоровую и полезную – можно.

Кстати, о еде и о ее, так сказать, контрпропаганде. Мой знакомый, выросший в одном из леспромхозов где-то на севере, рассказывал, как однажды к ним в поселок привезли из Москвы какого-то лектора. Это было в конце 70-х. Он выступал с лекцией в местном клубе. Зал набился мужиками-дровосеками и их семьями. По такому случаю приоделись и расселись по скамьям в предвкушении не то чтобы праздника, но все-таки. Как-никак лекция. Как-никак товарищ из Москвы. Сейчас что-нибудь интересное расскажет.

Но столичный лектор из общества “Знание” не нашел ничего лучшего, чем час с лишним рассказывать этим людям о вреде, представьте себе, мяса. О том, что для того чтобы сохранить здоровье и долголетие, необходимо питаться растительной и кисломолочной пищей. Это при том, что в поселке мяса не только не ели, но даже не видели уже несколько лет. После лекции, рассказывал мой знакомый, лектора пришлось выводить к машине потайными тропами, потому что у клуба столпилась небольшая, но серьезно настроенная толпа мужиков, желающих продолжить дискуссию в неформальной обстановке.

Впрочем, мы отвлеклись. Активисты гей-сообщества своими публичными акциями если что-то и пропагандируют, то совсем не то, о чем думается людям с очень извращенным сознанием. Если они что-то и пропагандируют, то они пропагандируют терпимость. И в этом я полностью на их стороне.

А я помню времена, когда “общественная мораль” была до глубины души оскорблена поочередно узкими брюками, рок-н-роллом, короткими юбками, длинными волосами, шортами, панковскими ирокезами и абстрактными картинами. А теперь вот – это. Со временем меняются лишь объекты, а бродящая в мрачных глубинах подсознания иррациональная ненависть ищет и находит новые.

Есть, между прочим, еще и такой аспект, про который как-то всегда забывают. Особенно когда речь идет не о твоих правах, а о чужих. Это аспект правовой.

Любое государство, претендующее на то, чтобы считаться цивилизованным, обязано соблюдать собственные законы, согласованные, в свою очередь, с законами международными. Если законы таковы, что они идут вразрез с так называемыми традициями, обычаями, былинами, мифами, легендами, сказками, пословицами, поговорками и суевериями туземного населения, то законы должны быть приведены в соответствие с указанными фольклорными жанрами, если эти жанры в массовом сознании заменяют законодательство. А пока законы не отменены, их следует соблюдать неукоснительно. Уж извините.

“Но нет, – говорят штатные и добровольные борцы с “пропагандой”, – общество не приемлет”. Ага, а все остальное приемлет. Оно легко приемлет, что ему, обществу, назначают президентов. Оно непринужденно приемлет, что начальство всех рангов не очень даже скрывает того, что считает его, общество, бессловесным стадом. Много чего еще это общество приемлет.

Ну так что ж – значит, такое общество.

Интернетские остряки очень любят повторять на разные лады одну и ту же шутку: что хорошо бы, мол, совместить гей-парад с Днем десантника. Им кажется это необычайно веселым. А по-моему, в нормальном, цивилизованном человеческом обществе именно да, хорошо бы. Потому что в нормальном обществе известно, что сила существует не для того, чтобы публично колотить кирпичи о башку, и не для того, чтобы громить овощные лотки, и не для того, чтобы с гоготом плескаться в парковых фонтанах. Сила нужна для того, чтобы никому не давать обижать слабых. А больше ни для чего.

А что касается “пропаганды” однополой любви и борьбы с ней – что ж, тут есть место для фантазии. Можно, конечно, кое-что и запретить. И даже многое. Из истории, например, мировой культуры. А лучше начать сразу с какого-нибудь природного явления, поскольку предмет обсуждения имеет отношение прежде всего к природе. К человеческой природе.

Помните, как выглядит знамя гей-сообщества? Так вот, не запретить ли радугу как наглую и вызывающую пропаганду сами понимаете чего? Впрочем, радугу и без того редко удается увидеть в городах с плохой экологией”.

Знал бы Лев Семёнович, что 12 лет спустя радугу действительно будут запрещать и вымарывать из музыкальных клипов

С искренними соболезнованиями, Лев Соколинский и команда “Парни ПЛЮС”.

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ