Интервью

Так ли страшен бес раскрепощенной сексуальности, как его малюют?

Так ли страшен бес раскрепощенной сексуальности, как его малюют?

Откуда и как появилось понятие о «естественной» сексуальности?

Сегодняшнее российское общество охватила средневековая по своему характеру истерия насчет ведения непримиримой борьбы против различных проявлений «ненонормативности» во всех сферах, особенно в области сексуальности. При этом забывается одно важное обстоятельство: реальность никогда не дает нам достаточных оснований для утверждений о том, что на самом деле правильно, а что — нет. Представление о правильности и неправильности определяется властью конкретных людей, а не природой. Наделенные властью люди называют правильным только то, что отвечает их интересам. Именно власть задает рамки того, что считается правильным и что следует считать «естественной сутью» любых вещей, а что считать «противоестественным».

Идея о существовании «естественной» сексуальности впервые возникла в христианской идеологии раннего средневековья. Кстати, самого слова «сексуальность» тогда и не существовало вовсе. Вплоть до конца XVIII в. обобщенного термина для обозначения любых проявлений половой жизни не было. Были отдельные слова, обозначавшие разные функции и способы обращения с гениталиями. Не было даже словосочетания «сексуальное поведение». Оно появилось в лексиконе европейцев только в XIX в. В оригинальных языках, на которых были написаны священные тексты (Библия и Коран), понятия сексуальность и его производных вы не найдете. Нет этих слов и в классической литературе: ни у Гомера, ни у Данте, ни у Шекспира, ни у Гёте. В Библии имеется очень мало высказываний, выражающих отношение к сексу. И эти высказывания всегда имеют многозначную трактовку. Поэтому ранние христианские философы, начиная с 4 века нашей эры, предложили взять за основу для классификации «праведного» и «неправедного» («грешного») обращения людьми со своими половыми органами идею естественности античного философа Аристотеля. Под «естественным» с этого времени стали понимать такое сексуальное поведение, которое а) можно наблюдать у животных, б) связано только с рождением детей, в) связано с «основным» предназначением половых органов. Однако применение этих трех критериев сразу оказалось весьма субъективным. В природе можно обнаружить сексуальное поведение животных, которое никак не направлено на продолжение рода. А любой тезис об «основном» предназначении гениталий трудно доказать. Поскольку сама природа сделала гениталии весьма многофункциональным органом и связала эти функции с попутным получением удовольствия. Объявить «ненормальными» любые идеи о естественности сексуальных практик, направленных на удовольствие, а не деторождение, религиозные философы могли исключительно авторитарными методами — с помощью запретов на иное, не каноническое толкование. И все люди, которые использовали гениталии для получения удовольствия, были объявлены грешниками.

Поэтому любая борьба за «правильный» порядок, направленная против всего «ненормативного» в нашей жизни, всегда предполагает ущемление прав людей, имеющих другие интересы, установление неравенства между людьми и требует обоснования того, что есть люди достойные того, чтобы их интересы удовлетворялись, а есть недостойные.

Почему мы не видим того факта, что разделение сексуальности на «правильную» и «неправильную» создано властью конкретных людей, а не природой?

Парадокс заключается в том, что в нашей повседневной жизни этой борьбы мы, как правило, не замечаем. Нам кажется, что она идет где-то в «высших» политических сферах и не касается простых людей. Ведь никогда нельзя указать пальцем на конкретных людей, с которыми мы взаимодействуем, кто именно из них намеренно пользуется властью в своих интересах. Конкретные люди нас редко притесняют открыто. Напротив, чаще всего они утверждают, что против лично нас они ничего не имеют и не никак не хотят нас ущемлять. Главное, чтобы мы не нарушали установленные правила, соблюдали порядок и не ущемляли своей активностью или же простым явным присутствием их интересы.

Дьявол, как говорится, кроется в деталях. Дело в том, что вся наша жизнь, все отношения между людьми оформлены так, чтобы одни интересы осуществлялись легко и как бы само собой, естественным образом. Тогда как другие интересы было бы сложно или просто невозможно реализовать. Вот это-то и есть настоящая власть, а совсем не та, которая якобы концентрируется в чьих-то руках. Властью на самом деле обладают вовсе не конкретные люди, а созданные ими правила, в соответствии с которыми должны жить (внимание!) абсолютно все, без исключения. Конкретные люди просто пользуются правилами, которые их устраивают. И не дают эти правила исправлять так, чтобы они каким-нибудь образом учитывали интересы других. Вот так и работает настоящая власть. Поэтому власть всегда проявляет себя только тогда, когда возникает противостояние правилам. Это противостояние всегда рано или поздно оборачивается изменением представления о норме.

Получается, что любая ненормативность, например, ненормативная сексуальность, для любого развивающегося общества — это нормальное явление. Оппозиция нормативного и ненормативного совсем не требует борьбы до победного конца одной из сторон. Наоборот, лишь постоянное существование такой оппозиции и признание нормальности факта ее существования позволяет людям видеть ограниченность действующих сейчас норм, совершенствовать их. Обострившаяся же сейчас война с любыми проявлениями ненормативности фактически ведет нас к формированию нежизнеспособного, уплощенного, примитивного по своей структуре и неразвивающегося общества, способного реализовывать только узкий спектр людских интересов.

В свободном распространении широкого спектра знаний о сексуальности поборники «правильного» образа жизни видят одну лишь угрозу растления, сексуального растормаживания и распущенности подрастающего поколения, удар по «традиционным» нравственным основам, который якобы приведет к потере будущих поколений, их духовной целостности, а также подрыву национального суверенитета и общества в целом. На самом деле страх связан с тем, что современное знание о сексуальности неизбежно ведет к признанию равнозначности двух сторон, двух функций сексуальности: функции рождения детей и функции получения удовольствия от секса. То, что сексуальное удовольствие является центральным аспектом человеческого существования, источником физического, психологического, интеллектуального и духовного благополучия, независимо от реализации функции деторождения, давно является общим местом современной глобальной науки.

Как функционирует сексуальность человека с точки зрения современной психологии?

Человеческая сексуальность никогда не ограничивается репродуктивной сферой и не связана только лишь с половыми органами, гормонами и физиологией. Человек способен интерпретировать и наделять смыслами любой опыт. Любой опыт может приобрести для человека сексуальный смысл и значение. Сексуальным может стать любой признак, любая характеристика: волосы лица и тела, особенности тембра и тональности голоса, мускулатура и др. И не только присущая человеку. Все, что в одном значении может и не иметь сексуального смысла, в другом значении его приобретает — эта человеческая способность к символизации делает невозможным четкую фиксацию того, что может стать сексуальным стимулом, регулирование оказывается возможным только через запрет на наделение каких-то признаков сексуальным смыслом. Можно заставить человека отказаться от такой интерпретации, волевым усилием ограничить возможность придания любому опыту сексуального значения, но невозможно эту способность из человека вытравить. Поэтому любая попытка регламентации сексуальности, которая основана на универсальной человеческой способности к символической интерпретации реальности, всегда будет иметь возможность нарушения. Это вопрос свободы выбора сексуальной интерпретации человеческого опыта. За попытками регламентировать, нормативизировать сексуальность всегда скрывается определенное ценностное отношение к телесности человека, а отнюдь не биологическая целесообразность или опасности всякого рода психологических нарушений, якобы имманентно присущие сексуальному желанию.

Сегодня много рассуждают о социальной опасности т.н. «гомосексуальной пропаганды». Однако никто не задумывается о внутреннем логическом противоречии этой страшилки. Получается, что социальное меньшинство (ведь гомосексуалы фактически не имеют у нас широкой социальной и институциональной поддержки), по сути, воспринимается как более сильное, превосходящее своей мощью все социальные и государственные институты, и потому представляет серьезную угрозу гетеросексуальности и связанным с нею социальным институтам. Мало кто задумывается, что страшилка про гомопропаганду ставит, как минимум, вопрос о хрупкости и эволюционной целесообразности такого якобы неустойчивого и подверженного искажению феномена, как гетеросексуальность. Либо гетеросексуальность является эволюционно целесообразным фактом и доминирует в популяции (на чем строится аргументация борцов с гомопропагандой), либо это все-таки «боковая ветвь» эволюции, существование которой немыслимо без серьезной институциальной (т.е. внебиологической) поддержки и искусственного поддержания ради некоей социальной ценности. Допустить последнее в рамках современного научного знания достаточно трудно. Если же гетеросексуальность по определению сильна и биологически обоснована (что является неоспоримым биологическим фактом), то какова же реальная опасность институциональной поддержки наиболее уязвимых членов общества, которые не являются гетеросексуальными, и чьи интересы никак не представлены в публичном пространстве? Обоснованного ответа на этот вопрос в рамках нормативистского мышления найти никогда не удастся.

С научной точки зрения правомерно ставить вопрос не о гомопропаганде, а о том, почему при всем богатстве выбора путей развития да еще в условиях, когда выбор гетеросексуальности оказывается по многим показателям более выгодным, что заставляет подростка или молодого человека выбирать то, что не поощряется большинством общества и не санкционировано нормами?

Почему и как у человека формируется «неправильная» сексуальность?

Сексуальную (равно как и гендерную) ненормативность чаще всего рассматривают как проявление некоего врожденного «болезненного», «ослабленного», «дегенеративного» и т. п. состояния или результат девиантной социализации. Однако любую ненормативность вполне можно рассматривать и как проявление некоторой системы ценностей, которая просто не поддерживается существующими социальными институтами. Почему «настоящий», «правильный» мужчина или женщина всегда должны быть гетеросексуальными? Почему уступка желанию получать удовольствие — это всегда слабость личности? Проявление человеком «иной», «неправильной» сексуальности в таких подавляющих условиях — это отнюдь не слабость, а большая смелость и внутренняя сила, которые позволяют преодолеть налагаемый запрет, перейти установленную «красную линию», бросить вызов господствующему мнению. Далеко не каждый решится признать и позволить реализоваться тому, что однозначно получит негативную реакцию в случае огласки. Для этого нужно хотя бы в какие-то моменты, в каких-то ситуациях быть сильным и уверенным в себе человеком. Иначе такая сексуальность никогда не реализуется в реальной жизни, даже один раз.

Современное научное объяснение процесса формирования сексуального предпочтения можно дать с помощью идей французского социолога П. Бурдьё. Выбор сексуального предпочтения, согласно П. Бурдьё, происходит подсознательно, но всегда произвольно — и не только под чьим-то внешним влиянием. Большую роль здесь играют как раз субъективные представления самого человека о самом себе, возникшие в результате объяснения того, что с ним происходит. Любое внешнее воздействие будет эффективным при условии, что оно хоть как-то вписывается в уже имеющуюся объяснительную схему «кто Я». Здесь имеет место механизм «ключ-замок», а совсем не механизм «чистого листа».

Так ли страшен бес раскрепощенной сексуальности, как его малюют?

Осознание и наделение смыслом собственной сексуальности происходит у подростка под воздействием разных факторов — как внутренних, так и внешних, но никак не в результате исключительно внешних воздействий. Современная психология давно отказалась от представления о том, что ребенок — это пассивный «чистый лист бумаги», на который можно нанести любой рисунок. У детей многого нет и многое еще не до конца сформировано, но они не являются исключительно пассивными объектами внешних условий и обстоятельств. Скорее можно говорить о том, что в физическом и социальном плане дети просто ограничены в возможностях и выборе собственных путей. В этом плане они зависимы от взрослых. Но внутренний мир ребенка взрослыми не контролируется. Дети вполне могут иметь собственное, отличное от взрослых, внутреннее отношение к миру, в том числе — к собственному телу и сексуальности. И задача взрослых — оказывать поддержку детской самостоятельности наряду с поддержкой в тех сферах, в которых они еще не самостоятельны. Однако чаще всего взрослые просто подавляют ростки детской самостоятельности, не осознавая, что в благих целях применяют к детям насилие.

Когда речь идет о насилии над детьми, то в основном говорят о физическом (побои, порка, сексуальное насилие, морение голодом, ограничение физической свободы) или психологическом насилии. Но есть еще один уровень насилия, который испытывают т.н. «нормальные» дети. Это уровень злоупотребления взрослыми личной и институциональной властью с помощью особого содержания понятия «детство» — когда детей по определению рассматривают в качестве ограниченных по своим возможностям, неспособных к самостоятельным действиям, глупеньких, полностью зависимых, требующих контроля и опеки над каждым аспектом их жизни.
Народная мудрость, книги, мультфильмы, кинофильмы, школа, детские лагеря, социальные сети родителей — все это разветвленная социальная фабрика, призванная поставить детей на определенное место в социальной системе и обеспечить социальное неравенство по критерию возраста. В этой системе социального неравенства подавление сексуальной ненормативности молодежи выступает всего лишь одним из звеньев длинной цепи подавления. Главная проблема, которая воспроизводит неравенство людей в самых разных сферах, заключается в том, что в нашем обществе ни для детей, ни даже для взрослых не создаются институты, которые бы представляли все многообразие интересов. Некоторым интересам просто отказывают в праве на существование. А если люди осмеливаются о таких признаках заявлять во всеуслышание, публично, то их лишают и права быть полноценными людьми. Вот отсюда произрастает издевательство и насилие над «не такими» именно как дисциплинирующие, «исправительные» практики. Сама структура общества производит это насилие и оправдывает его. Люди, лишенные легальных возможностей отстаивать свои «иные» интересы, в ответ могут бороться за себя только нелегальным образом, используя насилие (ведь других способов им не дано), автоматически попадая в категорию не просто «аномальных», «не правильных», но преступников. Так возникает замкнутый круг насилия, в котором ответственность за насилие парадоксальным образом возлагается на исключенных из нормального взаимодействия, а не на тех, кто их исключает.

Последствия либерализации процесса формирования сексуальности: мифы и факты

Прерывание этого порочного круга насилия возможно только в одном случае: когда страх перед неограниченной сексуальностью сменится рациональным отношением к ее многоликости. И когда вместо репрессивного подавления сексуальности возникнет традиция незашоренного сексуального образования. Людей с раннего возраста нужно учить не подавлять, а проявлять свою сексуальность и владеть ею. Однако в этом вопросе адепты нормативизма неизменно видят угрозу сексуального совращения. Но есть ли эмпирически достоверные научные факты, подтверждающие реальность или мнимость этой угрозы? Жизнь предоставляет нам различные возможности проверки этого опасения в ходе т.н. «естественных» экспериментов. Один из таких «экспериментов» имел место в одной американской школе штата Массачусетс. На протяжении пяти лет (1978−1983) открытый гей-активист работал в этой школе учителем, взаимодействуя с учениками в возрасте от 11 до 14 лет. В то время в американском обществе так же остро, как сегодня для российского, стояли вопросы о том, не повлияет ли открытая гомосексуальность учителя каким-либо провоцирующим образом на развитие сексуальности детей? Имеет ли право открытый ЛГБТ-учитель заниматься педагогической деятельностью?

Здесь следует учесть, что школа эта была не совсем обычной. Район был преимущественно населен жителями, имеющими высшее образование и либеральные политические взгляды — в молодости родители учеников сами либо были вовлечены в субкультуру хиппи, либо были представителями экспериментаторских школ в системе образования, многие были профессорами Гарвардского университета, правозащитниками и либеральными интеллектуалами. Поэтому и для самих учеников открытость учителя-гомосексуала не была культурным шоком, поскольку вопросы сексуальности и либеральные взгляды на нее свободно обсуждались и в их семьях. Школьники, которых учил публичный гей-активист, после школы и вне рамок семьи находились в весьма традиционной по своим сексуальным взглядам социальной среде.

Через 20 лет после завершения профессионального взаимодействия учеников с этим педагогом администрация школы провела опрос выпускников, направленный на выявление долгосрочных последствий прямого и длительного контакта детей с педагогом-открытым геем.

Опрос основывался на т.н. «целевой» выборке, для которой важными характеристиками является не репрезентативность, а степень ее однородности по ключевым признакам. Данные опроса такой выборки позволяют делать выводы относительно тех людей, которые оказались доступными для исследования. Оказалось, что откликнувшиеся ученики обозначили свои сексуальные предпочтения как исключительно гетеросексуальные. Все респонденты отметили, что открытая гомосексуальность педагога никак не повлияла на их собственные предпочтения. Однако в ряде анкет были замечания, что если бы они ощущали себя в подростковом возрасте геем или лесбиянкой, то общение с открытым геем-педагогом значительно облегчило бы им жизнь за счет моральной поддержки.

По воспоминаниям респондентов, они не воспринимали сексуальность учителя как нечто требующее обсуждения между собой, как это делали их сверстники, у которых не было открытого педагога-гея. Они не рассматривали гомосексуальность как нечто исключительное, особенное, приковывающее к себе пристальное внимание. Гомосексуальный педагог воспринимался детьми, прежде всего, как педагог, а не гомосексуал. Столкновение с взрослым человеком, открыто проявляющим свою гомосексуальность в позитивном контексте, расширило у учеников спектр возможных смыслов этого понятия, им было интересно сопоставлять стереотипы о гомосексуалах с реальным геем-учителем. Как следует из ответов респондентов, общение с учителем-геем действительно оказало влияние на развитие личности детей, и это влияние было связано с развитием у них представлений о нормальности гомосексуальности как социального явления. Общение с открытым и позитивно воспринимающим себя учителем-геем, по мнению респондентов, отразилось на их большей открытости и доверии в общении с другими людьми, а также на отсутствии у них дискомфорта, связанного с восприятием сексуальности партнеров по общению.

В качестве заключения

Что же можно сказать в качестве заключения по приведенным выше рассуждениям? Борьба с ненормативными жизненными практиками, в том числе с сексуальностью, под лозунгом установления «правильного» («нормального», «традиционного» и т. п.) порядка по сути своей представляют неумолимое движение к обществу, основанному на консервации и воспроизводстве различных форм неравенства. К обществу, жестко разделенному на «достойных» и «недостойных», «праведников» и «грешников», угнетателей и угнетенных. А потому обществу достаточно неустойчивому и к тому же некомфортному для проживания всех, а не только «изгоев». Ведь диалог, а совсем не взаимоуничтожение «праведного» и «грешного», «нормального» и «ненормального» является движущей силой и скрепой любого устойчивого и развивающегося общества. В отсутствие всякой ненормативности общество теряет возможность гибко приспосабливаться, меняться к изменяющимся обстоятельствам, устанавливать баланс между разнообразными интересами. И отношение к сексуальности как способу получения удовольствия, а не только деторождения, по сути, является лакмусовой бумажкой, ориентиром, показывающим конечную цель, в направлении которой объективно движется общество да и конкретные люди. Что бы они ни говорили нам о своих благих намерениях.

Автор: Д.В. Воронцов кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет

www.parniplus.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube

Из этой же рубрики

132 Comments

  1. 1

    I’m the co-founder of JustCBD brand (justcbdstore.com) and am seeking to develop my wholesale side of business. I really hope that someone at targetdomain is able to provide some guidance 🙂 I considered that the very best way to accomplish this would be to reach out to vape stores and cbd retail stores. I was really hoping if someone could suggest a dependable site where I can get CBD Shops B2B Mailing List I am currently looking at creativebeartech.com, theeliquidboutique.co.uk and wowitloveithaveit.com. Unsure which one would be the very best choice and would appreciate any support on this. Or would it be much simpler for me to scrape my own leads? Ideas?

  2. 2
  3. 3
  4. 4

    I was pretty pleased to discover this web site. I want to to thank you for ones time for this particularly wonderful read! I definitely loved every little bit of it and I have you saved to fav to see new stuff in your site.

  5. 5

    You’re so awesome! I do not think I’ve read through something like that before. So wonderful to discover another person with a few unique thoughts on this issue. Really. thanks for starting this up. This web site is something that is required on the web, someone with some originality!

  6. 6

    After I originally left a comment I seem to have clicked the -Notify me when new comments are added- checkbox and from now on each time a comment is added I receive four emails with the exact same comment. Perhaps there is a way you can remove me from that service? Kudos!

  7. 7

    Having read this I believed it was extremely enlightening. I appreciate you spending some time and energy to put this article together. I once again find myself personally spending a lot of time both reading and commenting. But so what, it was still worthwhile!

  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13

    This is the perfect site for everyone who wants to find out about this topic. You know so much its almost hard to argue with you (not that I actually would want to… HaHa). You definitely put a brand new spin on a subject that’s been written about for years. Wonderful stuff, just great!

  14. 14
  15. 15

    Howdy! This article could not be written any better! Reading through this post reminds me of my previous roommate! He always kept preaching about this. I will send this article to him. Pretty sure he’ll have a great read. Thank you for sharing!

  16. 16
  17. 17

    Right here is the perfect site for everyone who wants to understand this topic. You realize a whole lot its almost tough to argue with you (not that I really would want to… HaHa). You certainly put a brand new spin on a topic that has been discussed for ages. Excellent stuff, just excellent!

  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21

    Having read this I believed it was very enlightening. I appreciate you taking the time and effort to put this article together. I once again find myself spending a lot of time both reading and posting comments. But so what, it was still worthwhile!

  22. 22
  23. 23

    A fascinating discussion is definitely worth comment. There’s no doubt that that you should write more about this issue, it may not be a taboo matter but typically people don’t discuss these topics. To the next! Cheers!

  24. 24

    After exploring a number of the blog articles on your site, I really appreciate your way of blogging. I saved as a favorite it to my bookmark webpage list and will be checking back in the near future. Please visit my web site too and let me know how you feel.

  25. 25
  26. 26
  27. 27
  28. 28
  29. 29
  30. 30
  31. 31
  32. 32

    This is the perfect website for anyone who wants to find out about this topic. You know so much its almost hard to argue with you (not that I personally would want to… HaHa). You definitely put a brand new spin on a topic that’s been written about for a long time. Excellent stuff, just wonderful!

  33. 33
  34. 34
  35. 35

    I’m impressed, I must say. Rarely do I come across a blog that’s both educative and entertaining, and let me tell you, you’ve hit the nail on the head. The problem is something that not enough folks are speaking intelligently about. I am very happy that I came across this in my hunt for something concerning this.

  36. 36

    Hello! I could have sworn I’ve visited your blog before but after looking at many of the posts I realized it’s new to me. Regardless, I’m certainly pleased I stumbled upon it and I’ll be book-marking it and checking back frequently!

  37. 37
  38. 38

    Having read this I thought it was very enlightening. I appreciate you finding the time and energy to put this content together. I once again find myself personally spending a lot of time both reading and commenting. But so what, it was still worth it!

  39. 39
  40. 40
  41. 41

    Oh my goodness! Awesome article dude! Thanks, However I am experiencing troubles with your RSS. I don’t know why I am unable to subscribe to it. Is there anybody getting similar RSS problems? Anybody who knows the answer can you kindly respond? Thanks!

  42. 42
  43. 43
  44. 44
  45. 45
  46. 46
  47. 47
  48. 48
  49. 49
  50. 50
  51. 51

    Howdy just wanted to give you a quick heads up. The text in your article seem to be running off the screen in Opera. I’m not sure if this is a formatting issue or something to do with web browser compatibility but I thought I’d post to let you know. The style and design look great though! Hope you get the issue fixed soon. Thanks|

  52. 52

    Hello there, I do believe your web site could possibly be having internet browser compatibility problems. Whenever I take a look at your web site in Safari, it looks fine however, when opening in IE, it’s got some overlapping issues. I simply wanted to provide you with a quick heads up! Other than that, fantastic blog!

  53. 53

    I’m amazed, I must say. Rarely do I encounter a blog that’s both equally educative and interesting, and let me tell you, you have hit the nail on the head. The problem is something too few folks are speaking intelligently about. I’m very happy I came across this during my search for something concerning this.

  54. 54
  55. 55
  56. 56
  57. 57
  58. 58
  59. 59
  60. 60
  61. 61
  62. 62
  63. 63
  64. 64

    Next time I read a blog, Hopefully it won’t disappoint me just as much as this particular one. After all, I know it was my choice to read, nonetheless I actually believed you would have something interesting to say. All I hear is a bunch of complaining about something you could possibly fix if you were not too busy looking for attention.

  65. 65
  66. 66

    After exploring a few of the articles on your web site, I truly appreciate your way of writing a blog. I bookmarked it to my bookmark website list and will be checking back soon. Please check out my website as well and let me know your opinion.

  67. 67
  68. 68
  69. 69
  70. 70

    I am really inspired with your writing talents as neatly as with the layout to your blog. Is that this a paid subject matter or did you customize it your self? Anyway stay up the nice high quality writing, it’s uncommon to see a great blog like this one nowadays.

  71. 71
  72. 72
  73. 73
  74. 74
  75. 75

    Please let me know if you’re looking for a article author for your site. You have some really great articles and I feel I would be a good asset. If you ever want to take some of the load off, I’d absolutely love to write some articles for your blog in exchange for a link back to mine. Please blast me an email if interested. Regards!

  76. 76
  77. 77
  78. 78

    Can I just say what a relief to uncover somebody that genuinely understands what they are discussing on the web. You definitely know how to bring an issue to light and make it important. More people have to read this and understand this side of your story. I can’t believe you aren’t more popular because you most certainly have the gift.

  79. 79
  80. 80
  81. 81

    I’m amazed, I have to admit. Rarely do I encounter a blog that’s both educative and amusing, and without a doubt, you have hit the nail on the head. The issue is something that too few folks are speaking intelligently about. I’m very happy that I came across this during my hunt for something concerning this.

  82. 82

    Can I simply just say what a relief to discover someone who actually understands what they are discussing on the net. You certainly know how to bring a problem to light and make it important. More people have to check this out and understand this side of the story. It’s surprising you’re not more popular given that you surely possess the gift.

  83. 83

    Does your website have a contact page? I’m having problems locating it but, I’d like to shoot you an e-mail. I’ve got some creative ideas for your blog you might be interested in hearing. Either way, great website and I look forward to seeing it grow over time.

  84. 84
  85. 85

    There are a few intriguing points in time in this post but I do not determine if I see them all center to heart. There is some validity but I am going to take hold opinion until I explore it further. Excellent article, thanks and now we want a lot more! Included in FeedBurner in addition

  86. 86
  87. 87

    Right here is the right web site for anybody who really wants to understand this topic. You know so much its almost hard to argue with you (not that I really will need to… HaHa). You definitely put a fresh spin on a subject that’s been written about for a long time. Excellent stuff, just great!

  88. 88
  89. 89
  90. 90
  91. 91
  92. 92
  93. 93
  94. 94
  95. 95

    My coder is trying to convince me to move to .net from PHP. I have always disliked the idea because of the expenses. But he’s tryiong none the less. I’ve been using Movable-type on a number of websites for about a year and am anxious about switching to another platform. I have heard fantastic things about blogengine.net. Is there a way I can import all my wordpress content into it? Any kind of help would be greatly appreciated!|

  96. 96

    Next time I read a blog, I hope that it won’t disappoint me just as much as this particular one. I mean, I know it was my choice to read through, but I truly thought you would have something useful to say. All I hear is a bunch of whining about something that you can fix if you were not too busy searching for attention.

  97. 97
  98. 98
  99. 99
  100. 100
  101. 101

    Hi there! This article could not be written much better! Going through this article reminds me of my previous roommate! He always kept talking about this. I most certainly will send this information to him. Pretty sure he’ll have a good read. Many thanks for sharing!

  102. 102
  103. 103
  104. 104
  105. 105
  106. 106

    Having read this I believed it was rather enlightening. I appreciate you spending some time and energy to put this short article together. I once again find myself spending a significant amount of time both reading and posting comments. But so what, it was still worthwhile!

  107. 107
  108. 108

    I would like to thank you for the efforts you’ve put in writing this website. I really hope to see the same high-grade content from you in the future as well. In fact, your creative writing abilities has motivated me to get my own, personal blog now 😉

  109. 109
  110. 110

    Wonderful goods from you, man. I have understand your stuff previous to and you are simply too wonderful. I really like what you’ve acquired right here, really like what you are stating and the best way through which you are saying it. You make it entertaining and you still care for to stay it sensible. I cant wait to read far more from you. This is really a tremendous site.

  111. 111
  112. 112

    This is the perfect webpage for everyone who wants to understand this topic. You know a whole lot its almost hard to argue with you (not that I actually will need to… HaHa). You definitely put a fresh spin on a topic that’s been discussed for decades. Wonderful stuff, just wonderful!

  113. 113

    Having read this I believed it was really informative. I appreciate you finding the time and effort to put this informative article together. I once again find myself personally spending way too much time both reading and commenting. But so what, it was still worthwhile!

  114. 114
  115. 115
  116. 116

    I really love your website. Great colors & theme. Did you create this website yourself? Please reply back as I’m looking to create my own site and want to know where you got this from or what the theme is called. Thank you!

  117. 117

    Hiya, I am really glad I have found this information. Nowadays bloggers publish just about gossips and net and this is really irritating. A good site with exciting content, that’s what I need. Thanks for keeping this web-site, I’ll be visiting it. Do you do newsletters? Can’t find it.

  118. 118
  119. 119
  120. 120
  121. 121
  122. 122
  123. 123
  124. 124
  125. 125
  126. 126
  127. 127
  128. 128
  129. 129

    I really love your site. Very nice colors & theme. Did you develop this amazing site yourself? Please reply back as I’m looking to create my very own blog and want to learn where you got this from or exactly what the theme is called. Thanks!

  130. 130
  131. 131
  132. 132

    Hi there! This article could not be written much better! Looking through this article reminds me of my previous roommate! He always kept talking about this. I am going to send this post to him. Fairly certain he’ll have a good read. I appreciate you for sharing!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *