Кир Федоров: Почему я отказываюсь считать себя плохим ЛГБТ-активистом.

Кир Федоров: Почему я отказываюсь считать себя плохим ЛГБТ-активистом.

Прочитал очередное причитание статью Об ЛГБТ-активистах  и «клубных» геях (тональность мной считалась именно так) о том, что в России нет ЛГБТ-сообщества, а активисты/тки страшно далеки от негетеросексуального и трансгендерного народа

Напишу текст опорой на данную статью т.к. она из себя представляет набор распространненых шаблонов и когнитивных ошибок. Сразу бросается в глаза, четкое противопоставление «активистов» и «простого ЛГБТ-народа», которые все никак не встретиться. Подобное деление уже ошибка, далее я продемонстрирую в чем она заключается. В подобной риторике всегда царствует сверхобобщение. Более того не существовало бы сверхобобщения, не существовало бы и подобной риторики.

Кир Федоров

Когда вы говорите о едином сообществе, каких его представителей/ниц вы имеете ввиду? ЛГБТ с инвалидностью, подразумеваются? Если да, у вас есть доступность на мероприятиях, хотя бы минимальная? Если нет, тогда не удивляетесь, что этих людей не будет рядом. Кавказские геи – это часть сообщества, вы им помогаете или только критикуете тех, кто им помогает?

Несовершеннолетние геи? Вы ставите +18? Тогда и они отсекаются. А есть еще женщины со своими вопросами и потребностями. И трансгендеры. И небинарные трансгендеры. А однополые пары с детьми? Пожилые ЛГБТ. Я общался с геями, которые отсидели и с теми, кто работает в военной сфере. Это совершенно свои представления о жизни, далекие от отстаивания своих прав. Или ЛГБТ, живущие за чертой бедности. Они думаю о том, где найти денег на еду и сигареты, им явно не до гей-гордости на данном жизненном отрезке. Вы из всех этих очень разных людей, с разными судьбами и жизненными контекстами собираетесь лепить единое сообщество?

Кир Федоров

Вы знаете, что все эти тысячи людей не принимают активного участия в ЛГБТ-движения по самым разным причинам? Нет доступности, страх родителей, страх потерять детей, потерять работу, страх пыток и «убийства чести» и т.д. При чем здесь якобы их непонимание того, что делают активисты/тки? Это хорошо продемонстрировал первомайское шествие ЛГБТ-колонны в Петербурге. Когда эта акция была безопасна, с каждым годом увеличивалось количество людей принимающее в ней участие. Если в 2014 году – это было около 300 человек, то в 2016 – уже около 600 человек. А затем власти перестали согласовывать данную акцию. И стали продолжать выходить только десятки людей. Что вдруг идентичность испарилась куда-то у сообщества? Нет, люди бояться и при нашем политическом режиме это закономерно.

Кир Федоров

И скажите, мне, пожалуйста, с каких именно пор показателем уровня самосознания ЛГБТ-сообщества стали люди, тусующиеся в клубах? А те, кто регулярно тусят в гетеро-клубах – эти люди многим интересуются, это люди с активной гражданской позицией и четко сформированными политическими взглядами? Всегда будет часть людей, в любом соообществе, проводящая время в клубах, казино, барах. Им нравится развлечения и такой образ жизни. Надо ли приходить учить их жизни? На мой взгляд, нет. Нужно создавать те пространства, в которые они могут прийти уже начав менять свое мировоззрение. И разумеется создавать контекст, который бы давал им повод для размышлений и изменения своих позиций. А любой патерналистский подход с позиции просветленных и узнавших секрет гей-гордости, еще больше отталкивает людей, заставляет их закрываться и включать психологические защиты, а значит вы не достигаете своей цели.

Кир Федоров

И не нужно сравнивать американское и российское ЛГБТ-движение. У нас совершенно разные контексты существования, даже если мы берем условия Америки 60-70-х годах. США с момента своего появления является страной с демократическим устройством. Почему там многого удалось добиться? Потому что там существуют базовая ценность свободы слова и свободы собраний и именно к этому могли апеллировать представители и представительницы маргинализированных групп, выходя на акции. Там существует независимая судебная система, благодаря которой можно было добиваться решений, которые меняли ситуацию. Развитый федерализм, благодаря которому можно было создавать изменения на уровне отдельных штатов (первым штатом, легализовавшим однополые браки был Массачусетс, в 2003 году, а на федеральном уровне браки были легализованы спустя 12 лет). Там существуют свободные СМИ, которые могут приглашать ЛГБТ-активиста/тку и в спокойной обстановке расспросить его/ее о том, чего он/она со своими единомышленниками/ницами добивается. И этот разговор будут транслировать на всю страну. У них есть институт выборов, где можно продвинуть кандидата со своей повесткой. У них есть частный бизнес, защищенный законом и вследствие этого имеющий возможность поддерживать ЛГБТ-активизм финансово.

А в чем вы обвиняете российское ЛГБТ-движение? В том, что оно не создало и не утвердило демократический политический режим? В нынешнем контексте главный результат в том, что движение вообще есть, ЛГБТ-организации появляются и развиваются, деятельность масштабируется. И это отлично понимают западные (те же американские активисты/ки и правозащитники/ницы) и восхищаются нашей работой здесь.

Давайте рассматривать ситуацию в общем контексте нашей страны. Женщины у нас активно поддерживают феминистское движение? Избиратели/цы движение за честные выборы? Многие ли люди с инвалидностью участвуют в деятельности организаций, которые занимаются доступной средой? Список бесконечно можно продолжать. Почему так происходит? Исследования гражданского общества на постсоветском пространстве, показывают, что в наследие нам досталось высокий уровень недоверия к общественным организациям и гражданской самоорганизации. В России практически любая общественная активность вызывает внутреннее напряжение и недоверие. Я помню, как моя бывшая одногруппница расспрашивала меня, зачем я хожу на уличные акции. Я ей пытался объяснить про свои ценности, защиту своих интересов в публичном пространстве. В конце-концов, она заявила мне, что я ей морочу голову и, что мне за это скорей всего просто кто-то платит.

Все что я описал огромная проблема и большой вызов всем тем организациям и людям, которых мы сейчас можем назвать российским гражданским обществом. Но только в чем тут персональная несостоятельность российских ЛГБТ-активистов/ток? Мы не можем в раз убрать из психологии людей влияние истории нашей страны. Для этого требуется долгая системная работа в самых различных форматах. И она идет уже сейчас. Если бы ее не велось то, я – провинциальный парень из маленького городка в Сибири сейчас не был тем, кто я есть и не занимался тем, чем занимаюсь. И знаете кому я благодарен за это? Российскому ЛГБТ-движению.

t.me/parniplus
[adrotate group="1"]

Кир Федоров

«Выход», «Российская ЛГБТ-сеть» и множество других региональных организаций помогает восстанавливать справедливость в судах, оказывает психологическую и юридическую поддержку самым разным людям (очень большой пласт работы является не публичным т.к. это является желанием представителей/ниц ЛГБТ-сообщества, которые обратились за помощью и от которого, по мнению некоторых, ЛГБТ-организации страшно далеки). «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие», проводит множество уличных акций по самым актуальным вопросам, И на эти акции приходят люди, которым это важно. И открою вам секрет, практически все кто работают в ЛГБТ-организациях и организует мероприятия и уличные акции – геи, лесбиянки, бисексуальные, трансгендерные люди. Кого они представляют? Себя, прежде всего. И людей, которые хотят добиваться своих прав и свобод, хотят уважения своего человеческого достоинства. И именно тысячи этих людей подписаны на группы в социальных сетях, к примеру «Альянса» и «Российской ЛГБТ-сети», именно эти люди пишут сотни сообщений с благодарностью каждый день и именно эти люди перечисляют деньги на деятельность ЛГБТ-организаций, которые практикуют краундфандинг. И безусловно, что в своих ценностях и действиях ЛГБТ-движение не поддерживает взгляды тех, кто выступает за авторитаризм, репрессии и нарушения прав. Но помощь будет оказана любому, кто за ней обратиться (все как в Хогвартсе:)

Кир Федоров

Недавно с большим шумом была предпринята попытка проведения уличной акции «Геи за Путина». Любой имеет право на проведение любой акции, которую захочет. А если вам не нравится, как другие люди распоряжаются своей свободой и правами, это уже совсем другой вопрос. И он к вам, а не к другим. Создавайте альтернативу всему, что вам не близко и не нравится. И это не упрек. Это практическая рекомендация. Критика в пределах соц.сетей – этого недостаточно. В публичном пространстве остаются действия. Акции Кирилла Калугина или акцию «Геи за Путина» помнить будут, а их критиков – нет. А вот акцию «Геи против геев, которые за Путина» запомнили бы. Я утрирую, конечно, но думаю, ход моей мысли ясен.
В статье автор пишет: «Гей-активисты живут в своей параллельной реальности – скажите, когда вы в последний раз видели сторис человека, который занимается «реальным» ЛГБТ-активизмом в России». Что такое «реальный» ЛГБТ-активизм? Где и кто должен видеть эти «сторис»?

Кир Федоров

Лена Климова, создавшая уникальный проект поддержки ЛГБТ-подростков в России – не реальный активизм? Российская ЛГБТ-сеть, спасшая меньше чем за год 106 человек из Чечни – это не реальный ЛГБТ-активизм? «Выход» отстаивающий свободу собрания в Петербурге каждый год для тех, кто хочет ею воспользоваться – это не реальный активизм? Обучение юристов и психологов – это не реальный активизм? Горячая линия для ЛГБТ – это не реальный активизм? Помощь десяткам и десяткам трансгендерных людей в смене документов – это не реальный активизм? Группы психологической поддержки в самых разных регионах для сообщества – это не реальный активизм? Если вас не устраивают ни кинопоказы, ни психологические консультации, не уличные акции, тогда честно говоря я не знаю, чем вас еще удовлетворить. Боюсь, что тогда и в других странах для вас активизм не является реальным. И это не активистскому сообществу вопрос.

И всех тех, кому не хватает адекватных ролевых моделей, я призываю ими стать исходя из своего понимания этой самой адекватности. Вы – лучше всего представляете, что нужно другим людям, чьи представления о жизни схожи с вашими. Не нужно этого требовать от меня или кого-то другого. Я занимаюсь активизмом так, как я это понимаю и это тоже у многих откликается, хотя я не жду, что это будет подходить всем. Для остальных будут другие ролевые модели, повестки и форматы.

И последнее, важно (с точки зрения донесения своего сообщения) точно знать, чего вы хотите. «Активизм не должен быть вот таким». А каким он должен быть? Не на уровне абстрактных определений из серии «ближе к сообществу», а на уровне конкретных действий, форматов и тем. В ином случае не удивляйтесь тому, что вас не слышат. Потому что со стороны это смотрится как критика ради критики, обесценивание и диффузное желание, иметь другую действительность, обусловленное глубоко личными причинами, симпатиями и антипатиями, а не внятным анализом происходящего в ЛГБТ-движении.

PS: А еще я люблю клубы Кир Федоров: Почему я отказываюсь считать себя плохим ЛГБТ-активистом.

PPS: И небольшой вам фото-сторис, отражающий маленькую часть всего того, чем я занимался последние семь лет  в моем тексте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ