История Ву Ду — дрэг-дивы из довоенной Германии

Ву Ду история дрэг-дивы

На подмостках Берлинских кабаре времен Веймарской республики блистало много дрэг-квин и транс*персон. Имена и истории многих из них забыты, но Ву Ду, или, по паспорту, Вилли Папе, можно найти на исторических фото и сейчас. История Ву Ду — это история дрэг-дивы из довоенной Германии, и ее карьера сложилась успешно даже по нынешним меркам.

О гендерной идентичности Вилли много споров. Кто-то считает Папе геем, увлекающимся дрэг шоу, кто-то – транс*женщиной. Заявлений Ву Ду на эту тему история на сохранила, поэтому мы будем использовать гендер-гэпы. Впервые в центре внимания газетчиков Ву Ду оказал_ась в 1910 году в связи с суицидальной попыткой. В отличие от нашей предыдущей героини Дины Альмы де Парадеда, история Ву Ду, или Сельмы Брюгге, или Вилли Папе на этом только началась.

Побег за мечтой

Родился_ась Вилли Папе в 1893 году в городе Шпандау. Этот пригород Берлина в 1920 году станет административным округом немецкой столицы. Родителями были портниха и владелец фабрики по производству нижнего белья. Двое других детей пары умерли младенцами.

До крещения Вилли играл_а только с девочками, е_е любимыми игрушками были куклы и кукольная одежда, а когда е_е впервые одели в наряд «мальчика», он_а расплакался_ась. Он_а любил_а возиться с мамой за швейной машинкой, вязать, украшать шляпки и очень увлекался_ась рисованием. Судя по сохранившимся рисункам, особенно е_й нравилось изображать женские фигуры. Родители говорили, что Вилли был_а очень легковозбудим_а, говорил_а во сне и часто жаловался_ась на головные боли. При этом был_а очень послушным и воспитанным ребенком. Как бы ни тянуло юн_ую Папе к женской одежде, е_й не позволяли носить дамское. 

история Ву Ду
Автопортрет

Однажды на сцене берлинского кабаре Папе видит мужчину, выступающего в женском образе. Узнав, что такое бывает, он_а загорается страстным желанием построить карьеру, выступая так, как это делают дрэг-квин. Об этой мечте он_а рассказывает родителям, но те говорят забыть об этих глупостях. 

Но как-то, просматривая артистическую газету, Вилли видит объявление: женщина, выступающая в мужском образе, ищет себе напарника – мужчину на роль женщины для выступлений в столь обожаемом Папе кабаре. Вилли не может сдержаться, крадет 300 марок у родителей и уезжает в Гамбург под именем Сельма Брюгге.

Однако граф-любовник подавшей объявление артистки запрещает ей  брать в партнеры мужчину. Сельма едет в Штеттин, потом в Берлин. Он_а путешествует в женских вагонах и ни у кого не возникало и мысли, что ее биологический пол может быть мужским. Он_а действительно выглядела очень феминно: тонкие, женственные черты лица, нежная кожа и мягкие волосы.

история Ву Ду
Фотопортрет

Но украденных денег надолго не хватает, и в конце концов Сельма Брюгге заселяется в гостиницу на Шютценштрассе недалеко от центра Берлина. Она выбирает один из дорогих номеров и просит не беспокоить. Через некоторое время персонал слышит подозрительный шум из комнаты новоприбывшей, дверь вскрывают и обнаруживают девушку лежащей на полу в луже крови, рядом лежит острый нож – она перерезала запястье правой руки. 

Знакомство с Хиршфельдом

Персонал гостиницы обнаруживает предсмертную записку. Там говорится, что «в последние дни своей жизни он_а действительно чувствовал_а себя человеком и получал_а удовольствие от жизни».

Самоубийцу спешно везут в городскую больницу. Местный врач рассказывает газетчикам о необычном случае: 17-летний юноша под женским именем попытался покончить с собой. История привлекла ведущего исследователя гомосексуальности и трансгендерности Магнуса Хиршфельда. На третий день госпитализации, когда Вилли только приш_ла в сознание, Хиршфельд был у больничной койки, чтобы помочь пациент_ке. Он_а охотно рассказал_а ему свою жизнь от раннего детства и до попытки суицида.

Будучи крайне уважаемым сексологом, Магнус Хиршфельд убеждает родителей Вилли разрешить е_й выступать в варьете в женском образе. Вилли – их единственный ребенок, они искренне любят е_е и, хоть и шокированы, одобряют решение стать дрэг-артисткой.

история Ву Дуистория Ву Ду
Открытки

Позднее, в 1925 году, эту историю Хиршфельд изложит в своем труде (написанном в соавторстве с Максом Тильке, немецким историком, этнографом и художником по костюмам) “Die Erotische Verkleidungstreib (Die Transvestiten)”, где не раскрывает личность Вилли, называя е_е “семнадцатилетним П. из Шпандау”.

Вилли Папе быстро стал_а известной танцовщицей. Уже в 1912 Магнус Хиршфельд, упоминая е_е в своей книге «Die Transvestiten Eine Untersuchung über den erotischen Verkleidungstrieb», говорит о е_е популярности.

история Ву Дуистория Ву Ду
Фотографии из работ Хиршфельда

В том же 1912 Папе встречает Эмиля Шмидта – насколько известно, они будут вместе до самого конца. К слову, до побега из родительского дома у Вилли была девушка, с которой он_а даже хотел_а обручиться. В те времена Вилли Папе говорил_а, что не интересуется мужчинами. Ни на вопрос ориентации, ни на вопрос гендерной идентичности Ву Ду по сохранившимся свидетельствам ответить невозможно.

Выступал_а Вилли под сценическим псевдонимом «Voo Doo», самыми запоминающимися были танец живота в восточном одеянии и танцевальные номера с живым удавом — питомцем артист_ки. 

t.me/parniplus
[adrotate group="1"]

история Ву Ду
Ручной удав артист_ки

Но он_а ставил_а и более глубокие сцены. В репертуаре Ву Ду были Саломея (дочь Ирода, отрубившая голову Иоанну Крестителю, ее, танцы современники считали божествеными), Саламбо (из одноименного романа автора «Госпожи Бовари» Гюстава Флобера) и Гелиогабал (римский император, известный своей бурной сексуальной жизнью, однополыми связями и игнорированием религиозных табу, а также насильственной смертью в 18-летнем возрасте в ходе переворота).

история Ву Ду
Ву Ду в сценическом образе

В 1914 начинается Первая Мировая война, и когда Вилли Папе призывают, он_а приходит в женской одежде, вследствие чего е_е оставляют в покое. Как «Ву Ду» Вилли выступал_а с 1917 и до 1927 не только в родном Берлине, но и в Цюрихе, Париже, Вене и Бреслау (Вроцлаве). 

Собственное кабаре и последние годы

В 1927 году Папе перестает выступать. Вместе со своим партнером Эмилем Шмидтом он_а открывает кабаре-бар «Skalitzer Strasse 7» в Берлине на улице Котбуссер Тор, в историческом районе Кройцберг. В народе заведение называли по-простому, в честь хозя_йки: «У Ву Ду». Там бывали очень известные люди.

В числе гостей Ву Ду был, например, немецкий писатель-гей Клаус Манн, известный романом «Мефистофель». Посещал «У Ву Ду» и британский писатель-гей Кристофер Ишервуд; об этом же периоде своей жизни в Берлине, где к власти уже пришли нацисты, он написал «Прощай, Берлин», книгу, на которой основан знаменитый мюзикл «Кабаре».

Клуб «Skalitzer Strasse 7» открыто рекламировался как своеобразный сейфспейс для «трансвеститов». На тот момент это был зонтичный термин, обозначающий весь спектр гендерного разнообразия. В 1931 году немецкий писатель Курт Морек выпускает «llustrated Guide to ‘Depraved’ Berlin» (Иллюстрированный путеводитель по «развратному» Берлину), где положительно отзывается о кабаре, как о хорошем примере ночной жизни Берлина, отлично подходящем для «экзотической ночи» (не забываем про ручного удава). Кабаре Вилли стало одним из ведущих гей-баров во всем Берлине, а конкуренция была очень значительной.

история Ву Ду
Фото с открытки

Жизни всех немецких квир-персон были искорежены приходом нацистов к власти. В 1933 кабаре приходится закрыть. А уже в 1937 на сам_у Вилли Папе заводят дело о гомосексуальности. За это грозят годы в тюрьме, а могут отправить и в концентрационный лагерь. Удивительно, но Вилли сравнительно легко отделал_ась – только штраф в 200 марок.

О последних годах жизни Папе неизвестно ничего, умер_ла он_а в Берлине в 1940 году.

Посмертная память

Вилли Папе стал_а одной из квир-жертв (прямых и/или косвенных) нацистов в Германии. Е_е спаситель Магнус Хиршфельд в начале 30-х подвергся нацистским репрессиям. Он умер от сердечного приступа в эмиграции еще в 1935 году. Библиотеку его института нацисты разгромили, большинство работ оттуда уничтожили невосполнимо.

Ву Ду мог_ла остаться одной из персон, чья жизнь, яркая для современников, не оставила следа в истории. Но судьба сложилась иначе. Публикации о Вилли Папе сохранились, нашлись и активист_ы, готовые ими делиться.

В 1987 году в рамках празднования 750-летия Берлина «Schwules Museum» — Музей гомосексуальности организовал выставку под названием “750 warme Berliner”. Фотография Вилли в образе Ву Ду была напечатана в каталоге без указания имени. Впоследствии эта фотография также была использована на рекламной листовке музея.

Берлинский ЛГБТ-журнал Siegessäule воспринял выставку как возможность поместить Ву ду на свою обложку. А в 1991 году издательство «Rosa Winkel» («Розовый треугольник», названо в честь нашивки на одежду геев в концлагерях) переиздало книгу Хиршфельда “Berlins Drittes Geschlecht” («Третий пол Берлина») с обнаженной Ву Ду на обложке. 

история Ву Ду
Обложка книги, фото с Amazon

Именно благодаря этой фотографии о Вилли Папе узнал немецкий квир-историк доктор Йенс Доблер. В 2001 он сделал Ву Ду частью своей выставки “Von anderen Ufern. Geschichte der Berliner Lesben und Schwulen in Kreuzberg und Friedrichshain, Gmünder Verlag Berlin”, наиболее близкий перевод названия – «С разных берегов — история берлинских лесбиянок и геев в Кройцберге и Фридрихсхайне». В 2003 Доблер выпускает одноименную книгу. Это и подтолкнуло историка к исследованию биографии Вилли Папе. Настоящего имени Ву Ду он сначала даже не знал. В 2022 он выпускает биографическую книгу “You have never seen a dancer like Voo Doo. Das unglaubliche Leben des Willy Pape” («Вы никогда не видели такого танцора, как Ву Ду. Невероятная жизнь Вилли Папе»). Это вернуло Папе к публичности, дало е_й новый виток популярности.

Лев Соколинский

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ