«Оскар-2024»: «Маэстро»

maestro

Байопик великого американского композитора, пианиста, дирижера, бисексуала Леонарда Бернстайна, снятый Брэдли Купером с собой в заглавной роли, выдвинут на главные оскаровские номинации. Но главной героиней «Маэстро» стала рано умершая жена Бернстайна, актриса Фелиция Монтеалегре.

«Маэстро» скроен по абсолютно классическому канону биографических драм, действие происходит в строгом хронологическом порядке. В 1943 году Леонард Бернстайн (Брэдли Купер), в ту пору 25-летний ассистент дирижера Нью-Йоркской филармонии, встает за дирижерский пульт благодаря счастливой случайности: его патрон, Бруно Вальтер, неожиданно заболел. Первый же концерт вызывает восторг критиков и публики, вознеся Бернстайна в элитарные ряды прогрессивных музыкальных деятелей. У Леонарда в это время бурный роман с кларнетистом Дэвидом Оппенгеймом (Мэтт Бомер), но на одной вечеринке, сразу после второй мировой войны, он знакомится с молодой бродвейской актрисой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган). У них похожий бэкграунд и характеры: еврейское происхождение, смешливость, склонность к саркастическому юмору, некоторая общая неприкаянность. Через несколько лет Леонард и Фелиция женятся: они проживут вместе почти 30 лет, воспитав троих детей, поддерживая друг друга (точнее, поддержку будет получать большей частью он, последовательно восходя к славе великого композитора, автора фундаментальных для американской культуры мюзиклов «Чудесный город», «Кандид» и «Вестсайдская история», а также нескольких симфоний, опер и балетов). Вплоть до смерти Фелиции от рака груди в возрасте всего лишь 56 лет им придется преодолевать разное: ее боль и печаль по поводу его многочисленных гомосексуальных романов на стороне, из-за его алкоголизма и пристрастия к кокаину, из-за его детского, невинного, бескорыстного эгоцентризма. В прологе и эпилоге 71-летний Бернстайн дает интервью какой-то телекомпании, грустно рассказывая о том, как тоскует без своей Фелиции и как недавно видел ее призрак.

 

maestro

 

В числе продюсеров «Маэстро», снятого исполнителем заглавной роли Брэдли Купером по собственному сценарию (написанному совместно с Джошем Сингером), значатся не абы кто, а Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе. Поэтому не так уж, наверное, удивительно, что эта картина, далеко не выдающаяся, прямо скажем, получила 7 номинаций на премию Американской Киноакадемии: «Оскар» байопик Бернстайна может выиграть в категориях «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая актриса», «Лучший актер», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший грим и прически». К последней из номинаций имеет отношение довольно курьезный скандал: Купера, который красуется в кадре со сложным пластическим гримом в виде огромного носа, еврейские активисты обвинили в трансляции антисемитских стереотипов, а также вообще поставили на вид создателям фильма, что Бернстайна, чье еврейство действительно очень важно в контексте его творчества и судьбы, играет не-еврей, а могли бы взять на эту роль, допустим, Джейка Джилленхола. 

И вообще критические рецензии на «Маэстро», мягко говоря, далеки от восторга. И действительно, есть к чему придраться: например, к шаблонному визуальному решению, когда 40-50-е сняты на черно-белую пленку, а 70-80-е показаны в цвете. Или, допустим, излишне-патетическим и затянутым смотрится эпизод, когда Бернстайн-Купер целых пять минут дирижирует «Симфонией Воскресения» Малера, довольно жутко скалясь и обливаясь экстатическим потом. 

Но, стоит повторить, это аккуратный сентиментальный байопик, а также превосходное разговорное кино, которое построено исключительно на отличной актерской игре, в том числе и режиссера-актера Купера («Мой парень — псих», «Снайпер», «Афера по-американски», «Лакричная пицца»).

maestro

 

t.me/parniplus
[adrotate group="1"]

Прекрасно играют и те, кому досталось буквально по несколько минут экранного времени. Умопомрачительно красивый Мэтт Бомер второй раз за сезон играет трагического гомосексуального мужчину (совсем недавно случился триумф сериала «Попутчики»): покинутого любовника с грустными глазами, в которых, однако, читается полное понимание, почему возлюбленный так делает. В ролях взрослых дочерей Бернстайнов заняты талантливые родственники звезд: Майя Хоук (дочь Умы Турман) и 14-летн_яя Алекса Суинтон, небинарная персона, состоящая в дальнем родстве с великой Тильдой. 

Но, конечно, «Маэстро» запомнится, мне кажется, как выдающаяся актерская работа 38-летней британки Кэри Маллиган («Гордость и предубеждение», «Не отпускай меня», «Стыд», «Великий Гэтсби», «Суфражистка», «Внутри Льюиса Дэвиса», «Салтберн»). Маллиган виртуозно прожила в кадре всю недолгую жизнь Фелиции Монтеалегре-Бернстайн: от остроумной, всегда хохочущей, модной и юной богемной девушки, до усталой, все такой же ироничной, смертельно больной дивы, которая принимает своего мужа и соратника таким, какой он есть, без истерик и заламывания рук. Другое дело, конечно, что в пространстве фильма Купера она все равно в тени Бернстайна: при этом реальная Фелиция была вполне автономной фигурой: мало того, что заметной бродвейской актрисой и телезвездой, но и известной антивоенной активисткой и феминисткой.

maestro


Церемония вручения «Оскаров-2024» пройдет 10 марта, и у «Маэстро» не так много шансов, слишком мощные у него конкуренты типа «Барби», «Оппенгеймера», да и «Убийц цветочной луны», нового фильма Скорсезе, одного из продюсеров картины про Бернстайна. Фильм Брэдли Купера далеко не шедевр, но тем не менее, это добротное и человечное кино, и даже в чем-то дидактическое: оно о том, например, что женщина может много лет быть влюбленной в гея (ну или в бисексуала: тут биографы Леонарда Бернстайна спорят), находиться с ним в браке и создать, по ее мнению, вполне счастливую семью. 


Текст: Артём Лангенбург

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ