Об этом сообщили в объединённой пресс-службе судов города
В четверг, 20 апреля, Смольнинский районный суд Петербурга оштрафовал на миллион рублей компанию «Спортекс». По версии обвинения, эта компания занималась «ЛГБТ-пропагандой» в помещении гей-клуба «Born». Это первый судебный штраф, выписанный в Петербурге юридическому лицу.
«Пропагандировало то, что пропагандировать нельзя»
Суд решил, что компания «Спортекс» рекламировала услуги, направленные на «отдых преимущественно людей нетрадиционной сексуальной ориентации» и размещала на ряде сайтов информацию о работе гей-клуба. При этом пресс-служба не сообщает, о каких конкретно сайтах идёт речь. Своей вины компания не признала.
«Было выявлено, что ООО «Спортекс» пропагандировало то, что пропагандировать нельзя. В интернете на определенных сайтах обществом была размещена реклама клуба, предоставление услуг которого нацелено на отдых преимущественно людей нетрадиционной сексуальной ориентации. На вышеуказанных сайтах также имеется информация о работе гей-сауны и ее адрес», — написали в пресс-службе.
Стоит отметить, что ранее на гей-клуб «Born» жаловались активисты движения «
они стали просить помощи у своих подписчиков.
«Караул, в подвале дома на набережной Фонтанки 28 открылся и функционирует гей-клуб! Помогите! (…) Где же наши блюстители законности, порядка и скреп в данном случае?», — написали активисты в соцсетях.
Можно предположить, что именно эта публикация стала «триггером» для ряда людей, после чего они принялись активно писать жалобы на это заведение. Именно поэтому на гей-клуб «Born» решили обратить своё внимание наши «правоохранительные» органы.
«Люди используют закон в репрессивных целях»
Команда нашего портала решила пообщаться с Сергеем Трошиным по мотивам всей этой истории. Он является муниципальным депутатом Литейного округа, на территории которого как раз расположён гей-клуб «Born».
В беседе с нами Сергей высказал собственную позицию касательно вынесенного штрафа. Также мы обсудили с ним практику доносительства со стороны граждан на «ЛГБТ-пропаганду», существующие риски для ЛГБТК-сообщества и будущее гей-культуры в современной России.
В Петербурге впервые вынесли штраф за «ЛГБТ-пропаганду». Фактически гей-клуб оштрафовали за то, что он является гей-клубом. Что ты обо всём этом думаешь?
Это действительно прецедент. Но только в том смысле, что в Петербурге это первое подобное решение по закону о запрете так называемой «ЛГБТ-пропаганды». Тем не менее это было лишь дело времени — рано или поздно это бы произошло. Изначально было понятно, что этот репрессивный гомофобный закон так или иначе будет периодически применяться.
Естественно, что он не будет применяться «сплошняком». У действующей власти просто нет таких ресурсов. Но, к сожалению, выборочно его будут применять. И мы это видим.
Как ты считаешь, практика доносительства на «ЛГБТ-пропаганду» будет лишь усиливаться в нашем обществе?
Сейчас практика доносов расцветает пышным цветом, причём по самым разным направлениям. Люди с удовольствием и радостью доносят на тех, кого они считают нарушителями чего-то.
И подобное доносительство всё больше и больше набирает обороты. В итоге донесли и сюда — добрались до этого гей-клуба. Я лично считаю, что это очень плохой симптом для всего нашего общества.
И ведь в таком случае под угрозой могут оказаться и другие гей-заведения. Или, допустим, те же ЛГБТК-организации. Напишут на них донос — и вот тебе проверочка и штраф. Как ты сам оцениваешь подобную перспективу?
Естественно они все могут оказаться под угрозой. Именно поэтому многие из гей-клубов и ЛГБТК-организаций убрали из своих названий любые упоминания об ЛГБТК. Понятно, что они по-прежнему остаются гей-клубами или организациями, которые помогают ЛГБТК-персонам. Но официально в названиях этого уже нет да и в описании мероприятий тоже. Выживаем как можем в этих условиях.
При этом было понятно, что всё будет развиваться примерно по такому сценарию. Этот гомофобный закон был принят действующей властью для того, чтобы задобрить ту консервативную часть общества, на которую власть и опирается. И эта консервативная часть общества использует эти законы. Люди с удовольствием начинают пользоваться ими в репрессивных целях. До кого они дотянутся — те, скорее всего, так или иначе пострадают. Пока дотянулись до этого клуба, впоследствии могут дотянутся и до других.
Поэтому, конечно, все сейчас вынуждены вести себя очень осторожно. Выражаться «эзоповым языком». Не писать открыто о том, чем они занимаются. Или, например, какой направленности их деятельность, если мы говорим про гей-клубы или ЛГБТК-организации. Сейчас это просто такая возможность обезопасить себя и продержаться в это трудное время.
Стоит ли ожидать, что таким образом гей-культура просто уйдёт в полное подполье?
К сожалению, думаю, будет именно так. Понятно, что в целом гей-культура, конечно, никуда не денется — ЛГБТК-люди были, есть и будут. Но под угрозой гигантских штрафов большинство не будет открыто выражать себя. Всё это будет уходить в такую непубличную сферу.
Но при всём этом действительно важно, чтобы ЛГБТК-сообщество сплотилось. Необходимо чувствовать поддержку друг друга. Нужно пройти через это тёмное время вместе и стать ещё сильнее. Я в свою очередь уверен, что всё это пройдет. Наступит время, когда всё будет хорошо.
А каким образом ЛГБТК-сообщество может сплотиться? Будем устраивать группы поддержки? Объединяться в чатиках?
Те же группы поддержки — это хорошая история. Да и общение в конечном счёте так или иначе продолжается. Даже в Советском Союзе, когда в уголовном кодексе была статья о так называемом «мужеложестве» — люди всё равно встречались и общались друг с другом. Да, всё это проходило в довольно неудобном формате, но это было. Сейчас же намного больше возможностей для общения и какого-то объединения.
Но в любом случае понятно, что необходимость такой закрытости приводит к увеличению нервозности и увеличению уровня стресса среди ЛГБТК-людей. Возможно, это приводит даже к какой-то отверженности. Конечно, это всё очень плохо. Это действительно очень сильно влияет на психологическое состояние людей. Поэтому я и говорю, что это безусловно трудное время.
Но что делать? В такие времена нам приходится жить. Ещё раз повторю — это обязательно пройдет, надо просто всё это пережить. Нужно стремиться к тому, чтобы быть вместе. Приходить в гости к друг другу, общаться и поддерживать. Это сейчас очень важно.
Раз уж мы вспомнили про Советский Союз… Нам ждать выхода подпольных гей-газеток, которые будут передаваться из рук в руки?
В плане распространения информации может быть всё что угодно. Я вполне допускаю, что могут появиться и какие-то газеты. Но скорее в ходу будут сайты, группы и каналы, которые просто не будут в своём названии писать «ЛГБТК». При этом в свободном доступе будет куда меньше информации о каких-то ЛГБТК-мероприятиях. Но она всё равно будет существовать — просто она будет распространяться в таком полузакрытом режиме.
Понятно, что из-за подобного в процесс будет вовлечено гораздо меньше людей. Когда был открыт тот же кинофестиваль «Бок о Бок» — туда всегда приходило очень много людей. Или когда, например, открыто работали все ЛГБТК-организации — их посещало множество людей, которые знали, что они смогут получить там какую-то полезную информацию и посетить классные мероприятия. Сейчас с этим будет сложнее.
Но, опять же, что ещё остаётся делать — нужно как-то выживать. Помните, как пелось в фильме «Бриллиантовая рука»: Устоим хоть раз / В самый жуткий час / Все напасти нам / Будут трын-трава.
Напоследок хочу ещё раз сказать, что обязательно это тёмное время останется позади и Россия непременно пойдёт по европейскому пути развития. Через какое-то время в России будут легализованы однополые браки и по Невскому проспекту пройдёт гей-парад. А во время гей-парада, как и во всех других европейских странах, над административными зданиями будет развеваться радужный флаг. В нашем случае — подобное будет над Смольным!
И я уверен, что это время наступит. Но когда оно наступит — пока очень сложно сказать. Но я в это искренне верю. И так как я в это верю — я и остаюсь в России.