В опросе на немецком сайте Queer.de, проведенном в конце 2024 года, 4,6 % читателей заявили, что проголосуют за АдГ на федеральных выборах в феврале.
Но почему квир-люди в Германии выбирают правую экстремистскую партию, которая ставит под сомнение их равенство, угрожая ввести запрет на однополые браки или запретить «ЛГБТ-пропаганду» по российской модели?
Культурный антрополог Патрик Виловейский из Берлинского университета имени Гумбольдта изучил эту тему. В подробном интервью «Шпигель» он объяснил, почему некоторых геев привлекает правая АдГ – и каких геев на самом деле принимают в этой партии:
.
«Среди геев это меньшинство. Однако главной причиной является антимусульманский расизм, в котором они ничем не отличаются от большинства. Но когда мы говорим о геях, речь идет о том, что мусульмане (будь то беженцы или люди с мигрантским прошлым) могут представлять опасность для гомосексуалов. Частично это подтверждается моим собственным опытом, в котором я не хочу никому отказывать. Но как только это перерастает в генерализованный антимусульманский расизм или генерализованную исламофобию, то быстро возникает близость к АдГ.»
.
Но почему правые экстремисты принимают геев? Дело в том, что в этой правой группе смещаются границы между «своими» и «чужими», – считает эксперт:
.
«Это реакция на изменение условий. Во многих западных странах к гомосексуальности терпимо относится значительная часть населения. Это мешает модернизирующимся крайне правым, которые хотят оставаться привлекательными для большинства. Гомосексуалы, соответствующие гендерным стереотипам, могут быть включены в национальное «мы». Это те мужчины-геи, которые производят впечатление достаточно мужественных, не соответствуют предрассудкам о сексуальной распущенности и демонстрируют респектабельность. Для АдГ важна демонстрация бинарности. Всё, что вне её, является для них «извращением».
.
Гомосексуалам приходится вести себя стереотипно, «по-мужски», чтобы не выделяться в качестве геев. По словам эксперта, принимаются только семьи, соответствующие нормам. Но и здесь АдГ приходится идти на компромисс, поскольку одна из партийных лидеров, Алиса Вайдель является открытой лесбиянкой, живущей в гражданском браке с партнёршей шри-ланкийского происхождения (пара воспитывает двух детей).
.
Традиционно выступая против «ранней сексуализации», АдГ, тем не менее, перестаёт использовать стереотип о геях, которые являются «сплошь педофилами». Гомосексуалам разрешено существовать в АдГ, но только в том случае, если они «выглядят как гетеросексуалы». Как отмечает Патрик Виловейский, гомосексуалы в правой партии – «исключительное явление, но они существуют и принимаются там до тех пор, пока не ставят под сомнение нерушимость гендерных границ».
.
В политическом отношении геев используют в рамках миграционной политики АдГ, заявляя, что ислам угрожает «нашим» женщинам, а также «нашим» гомосексуалам. АдГ действует так, как будто озабочена правами геев, которые выглядят частью «немецкой или европейской» идентичности по контрасту с образом «варварских, архаичных и нецивилизованных мусульман».
.
Скорее всего, эта тема будет и дальше обыгрываться АдГ, потому что «гендер и сексуальность обычно вызывают у людей сильные эмоции и могут быть прекрасно использованы» в избирательной кампании, – считает эксперт.
.
На фото: плакат АдГ: «Чёрная. Красная. Золотая. Германия достаточно цветная! Но нормальная».