Гомоэротика и Святое Семейство

Как британский художник наполнил библейский сюжет мужской сексуальностью

Гомоэротика и Святое Семейство

Прогуливаясь по знакомым залам британской галереи Тейт, я внезапно открыл для себя удивительно интересную по истолкованию сюжета картину, привлекшую меня потайным хорошо знакомым геям чувством, которое Оксфордский словарь с начала нашего столетия определяет как gaydar.

Сюжет полотна «Отдых на пути в Египет» достаточно известен. Евангельское повествование, о том, как Иосиф, Мария и младенец Иисус были вынуждены бежать в Египет от преследования царя Ирода, желающего умертвить воплотившегося Бога. Мотив отдыха на пути святого семейства интересовал многих живописцев. Например, для Караваджо это была первая крупная работа. Она тоже отличалась оригинальностью: Мария и младенец задремали, вероятно, под мелодию скрипки, на которой играл полунагой гомоэротичный юноша-ангел, а Иосиф Обручник выполнял роль пюпитра держа перед скрипачом-небожителем раскрытые ноты.

Гомоэротика и Святое Семейство

Однако в заинтересовавшей меня картине было все еще более интересно. Здесь Иосиф, Мария и младенец Иисус спали, как убитые, возле поваленного Египетского колосса. Художник даже не изобразил их лиц, сосредоточившись на тех, кто их окружает.

Гомоэротика и Святое Семейство

Тут и любопытный Сфинкс, и фавны, и кентавры. Все эти мифические существа, связанные с дохристианским средиземноморским миром, тихо собрались, чтобы увидеть прибывшее Святое Семейство. Подобно тому, как до этого, в Вифлееме, на младенца Иисуса благоговейно взирали пастухи и поклонялись восточные волхвы, здесь изображено то, что можно было бы смело назвать «Поклонение монстров». А цветущий, явно фаллический, кактус на первом плане слева ясности для понимания сюжета не добавляет.

Эта картина английского художника Глина Уоррена Филпота (1884-1937). Он родился в лондонском районе Клапам (кстати недалеко от моего дома в Баттерси). Здесь же и учился в Ламбетской художественной школе, а после во Франции. Выставлялся в Королевской Академии.

Гомоэротика и Святое Семейство

С начала Первой мировой был мобилизован в пехоту и тут, в учебной части в Олдершоте, в начале 1915 года он влюбляется в молодого пехотинца Вивиана Форбса, который станет его постоянным партнером до конца жизни.

Гомоэротика и Святое Семейство

При этом еще в 1906-м году художник принимает католицизм, это было модным в то время. Я хорошо помню, как в романе Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» кузен главного героя, только что поступившего в Оксфорд, предостерегает его от знакомства с англо-католиками, которые, как он говорит, все содомиты, так что от них надо держаться подальше! В книге с хорошим юмором описаны те тенденции, которые царили среди британской молодежи в начале ХХ века. И Филпот – еще один красивый и трагический пример этого. Но откуда же взялись эти мифические существа во вполне себе христианском сюжете? Несомненно, художник был знаком с зашифрованной эротической поэмой Оскара Уальда «Сфинкс», в которой, по сути, упомянут и нужный евангельский сюжет:

«Что ж, устремляя глаз сиянье

Атласное в окрестный мрак,

Иди. у ног моих приляг

И пой свои воспоминанья,

 

Как со Святым Младенцем шла

С равнины Дева Назаретской,

Ведь ты хранила сон их детский

И по пустыням их вела.

t.me/parniplus
[adrotate group="1"]

 

Пой мне о вечере багряном.

Том душном вечере, когда

Смех Антиноя, как вода,

Звенел в ладье пред Адрианом.»

(Перевод Гумилева)

И, кстати, здесь Уальд сразу после евангельской темы, без какой-либо опаски, ставит куплет, говорящий о любви императора Адриана к Антиною, как бы примиряя эти два, с первого взгляда, диаметрально противоположных сюжета.

Учитель и наставник Филпота Чарльз Рикеттс (1866 – 1931) проиллюстрировал роскошное издание, как бы давая подсказку для дешифровки гомоэнергетических смыслов поэмы.

Гомоэротика и Святое Семейство

В то время любовник Дягилева Вацлав Нижинский стал квир-иконой благодаря своей роли Фавна в рамках Сезонов русского балета в 1912 году в Париже.

Гомоэротика и Святое Семейство

Танец Нежинского поразил зрителей своей полусознательной эротической животностью. Вероятно, он вдохновил художника включить в сюжет картины фавнов – как созданий дикой природы, воплощающих в себе чувственность, не стесненную человеческими социальными условностями. Вдохновлялись и чувствовали сильную близость к искусству эпохи Возрождения и Уайльд, и Рикеттс, и Филпот.

«Отдых на пути в Египет» был написан во Флоренци. Во время своего пребывания в Италии Филпот посетил собор Орвието, где впечатляющее шествие обнаженных тел на фресках Луки Синьорелли однозначно вдохновило художника. Фигуру, явно заимствованную у Синьорелли, можно найти в полиамурной триаде слева на его картине, прямо за фаллическим кактусом.

Гомоэротика и Святое Семейство

Необычайная интерпретация библейского сюжета может быть воспринята как то, что безудержная сексуальность и свобода вскоре будет заменена новой аскетической христианской религией. Но, с другой стороны, на картине Филпорта основатель этой религии со своей семьей мирно спит, а мифические существа, не теряя своей сексуальной сути, лишь благоговеют пред ними. И с такого ракурса эта работа может быть истолкована как попытка Филпота примирить свою римско-католическую веру со своим сексуальным влечением к мужчинам, своим образом жизни.

Партнер художника всю жизнь писал стихи, посвященные возлюбленному и их любви, при этом не без успеха занимался бизнесом в том же Египте. Однако, в декабре 1937 года их история оборвалась. Замечательный английский художник Глин Уорен Филпот скоропостижно скончался, а Вивиан Форбс, вернувшись с похорон своего возлюбленного, принял смертельную дозу снотворного и ушел к нему в вечность.

Текст: Неистовый Сфинкс.

P.S. О современном гомоэротическом искусстве вы можете почитать здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ