Пациент Ноль

Пациент Ноль

«Пациент Ноль» со СПИДом был рекламной стратегией, пишет ученый

Don Sapatkin, Inquirer
22 апреля, 2013

Заголовок 1987 года в New York Post – МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ДАЛ НАМ СПИД – возможно, был самым влиятельным во все времена.

“Пациент Ноль” – любвеобильный канадский стюард гей – распространял СПИД от побережья к побережью. История привела к сенсационному освещению в СМИ, вывела книгу в список бестселлеров, продвинула «болезнь геев» в популярный эфир Америки и помогла стартовать движению активистов, что в совокупности в конечном итоге помогло направить больше денег и научных кадров на эпидемию, которая уже погубила десятки тысяч людей.

Также было неправильно умышленно создавать козла отпущения для публикации авторитетной хроники развития эпидемии ВИЧ в книге – Рэнди Шилтса «А оркестр продолжал играть». В книге этот случай о «Пациенте Ноль» упоминается в дюжине или более из 630 страниц.

«Мы опустили себя до желтой журналистики. Мой публицист сказал мне: «Секс, смерть, гламур, и, лучше всего, он – иностранец, что будет глазурью на торте», сказал в интервью Майкл Деннени, редактор Шилтса, «Это был единственный способ, с помощью которого мы могли бы обратить внимание общества на проблемы СПИДа».

О том, как первое серьезное исследование политики в области СПИДа должно было продаваться как убогая бульварная пища, описано в новой книге историка Филадельфийского университета Фила Тьемейера «Самолетная Королевна»: труд, сексуальность и СПИД в истории стюарда мужского пола».

Когда он недавно спросил студентов об обмане СМИ, «у трех четвертей класса возникла небольшая антипатия», сказал Тьемейер. Но они не помнят то время, когда СПИД означал верную смерть, сказал он, а его профилактика не была приоритетом для средств массовой информации, администрации Рейгана или большей части общественности.

1970-е и начало 1980-х – после Стоунволлских бунтов в Нью-Йорке и до появления СПИДа – были временами расцвета мужского гомосексуального освобождения, когда переполненные танцевальные бары и сауны в качестве мест встреч, и сотни сексуальных партнеров в год были не так уж необычны. Новая болезнь всплыла на поверхность в 1981 году, но способ ее передачи оставался тогда тайной.

«Люди слева и справа падали мертвыми от самых ужасных, оппортунистических инфекций, никто не знал, что происходит, и все знали, что это передается половым путем, что они умрут»,сказал Тьемейер.

Пациент Ноль был реальным ранним случаем. Он просто не был первым случаем. И в книге Тьемейер сказал, он «представлял всех людей, которые отказывались перестать заниматься незащищенным сексом даже после того, как они заболели».

Шилтс описывает удивление ученых, которые пытались узнать, как инфекция распространялась, вновь и  вновь выслушивая от пациентов, что умирающие люди в разных городах занимались сексом с великолепным молодым стюардом.

Шилтс обсуждает  исследование 1984 года, которое продемонстрировало сексуальный путь передачи с помощью диаграмм связей между случаями, помеченными местами, например, LA9 и NY4. Восемь непосредственно связаны с пациентом, просто помеченным как 0 – Пациент Ноль, который по данным автора исследования, оригинально обозначался как буква О.

И Шилтс меняет отношение к этому пациенту – называя его «квебекский вариант тифоидной Мари» – поскольку тот продолжает заниматься сексом с мужчинами в разных городах в ужасающей атмосфере, как это описано тут:

«В глубине сауны, когда стоны прекратились, молодой человек перевернулся на спину за сигаретой. Гаэтан Дугас потянулся к свету, медленно включая реостат, чтобы дать время глазам его партнера адаптироваться. Затем, указывая на фиолетовые пятна на своей груди, он сказал: «гей-рак». Почти так, как будто разговаривал с самим собой. «Может и у тебя тоже будет».

Шилтс, репортер в San Francisco Chronicle, который умер от СПИДа в 1994 году, на самом деле никогда не писал, что Дугас привез болезнь в США, заявляя, что это был «вопрос дискуссии». Ион противился использованию этой вульгарной точки зрения для продвижения своей весомой истории, сказал его редактор.

“Рэнди ненавидел эту идею. У меня ушла почти неделя, чтобы убедить его в этом», Деннени рассказывает Тьемейеру в новой книге.

Но было «огромное предубеждение в средствах массовой информации относительно освещения СПИДа вообще”, сказал Деннени. The New York Times, Newsweek и другие издания «все нам сказали, что не собираются давать рецензию на книгу, которая была обвинительным актом для администрации Рейгана и медицинского истеблишмента».

По этой причине, издательство St. Martin’s Press выпустило новые рекламные материалы с акцентом на горячего стюарда, и скормила их New York Post. Заголовок в таблоиде от 6 октября 1987 вызвал безумие в СМИ. Шилтс появился в программе «60 минут». The Times выпустила рецензию на книгу в будний день и снова в воскресенье; на следующей неделе книга стала бестселлером.

t.me/parniplus
[adrotate group="1"]

«И тогда мы отправили Рэнди в огромный рекламный тур, и он провел время, переключая внимание на администрацию Рейгана», сказал Деннени.

Тем не менее, акцент на гомосексуала, ведущего беспорядочную половую жизнь, который сознательно инфицировал других, взбесил многих в гей-сообществе. Они боялись – справедливо – что их могут обвинить в распространении болезни, даже когда они старались сдерживать принцип сексуальной культуры «делай, что хочешь».

Кеннет Майер, специалист по лечению ВИЧ-инфекции и эксперт по общественной политике в Гарвардском Университете, находился на конференции в Нью-Йорке, когда the Post нанес удар газетным киоскам.

«Помню, я подумал, что это действительно неудача», сказал он об идее «одного злодея». «Это гораздо сложнее. Это больше о готовности людей разговаривать с людьми, с которыми они занимаются сексом, и об изменении своей сексуальной практики».

Но если это был единственный способ доставить книгу массовой аудитории, сказал он: «Я считаю, что в долгосрочной перспективе они создали услугу, чтобы усилить обсуждение».

Дэвид Р. Фэйер чувствует то же самое. Он только что был назначен главой нового офиса по СПИДу в Филадельфии и пытался сделать так, чтобы города отнеслись к кризису серьезно.«Первое, что я сделал, купил 40 экземпляров книги и передал их мэру и начальникам отделов», сказал Фэйер, в настоящее время консультант в некоммерческих организациях.

«Действительно трудно вспомнить, как мало внимания уделялось СПИДу за пределами Нью-Йорка и Сан-Франциско», сказал он. «Книга – вот что привело к созданию национального движения по ВИЧ активизму»

Тьемейер не планировал написать новую книгу о Пациенте Ноль. Действительно, эта история занимает всего две главы (но, по иронии судьбы, являются его рекламным шагом). Будучи экспертом по истории сообществ геев и лесбиянок, он решил углубиться в то влияние, которое оказал гомосексуальный стюард.

В этом, казалось бы, узкому кругу, Тьемейер находит видные достижения в равенстве прав; от первых льгот на рабочем месте для партнеров в 2001 году к судебному решению, заставляющему авиакомпанию восстановить стюарда со СПИДом в 1984 году, которое, как он утверждает, было ключевым шагом в преддверии Закона 1990 г. об американцах-инвалидах.

Какое-то время Гаэтан Дугас был самым известным стюардом в мире.

«С одной стороны, в ту минуту, когда Рэнди выпустил эту историю о Пациенте Ноль, люди знали, что это неправда», сказал Тьемейер. «С другой стороны, страх был настолько сильным», а так называемые «вопросы семьи» вызывали столько разногласий, что «они хотели козла отпущения, они хотели верить, что это вещь, которая вышла из-под контроля, была вызвана сексуальными излишествами геев», сказал он, «что есть кто-то, кого надо винить».

Билл Дэрроу, соавтор оригинальных исследований, которые ссылались на Пациента Ноль, чтобы показать половой путь передачи, является одним из крупнейших сторонников Шилтса, и у него мало сомнений по поводу продажи книги «А оркестр продолжал играть». Дарроу, ныне профессор Международного университета Флориды, преподает курс под названием «Этические проблемы в области общественного здравоохранения».

«Большинство специалистов в здравоохранении считают, что цель оправдывает средства», сказал он. Он вспомнил сражения за деньги и признание растущей опасности во времена администрации Рейгана.

«Мы должны были ждать почти пять лет, чтобы кто-то обратил внимание на эту страшную проблему. К тому времени было уже слишком поздно», сказал Дэрроу. Если бы они сделали это раньше, «мы могли бы спасти очень много жизней».

http://articles.philly.com/2013-04-22/news/38738614_1_aids-policy-flight-attendant-randy-shilts

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ