Епископ Аахена Гельмут Дизер призвал католическую церковь к новому взгляду на гомосексуальность. По его словам, «однополые чувства и любовь — это не отклонение от нормы, а вариант человеческой сексуальности».
С 14 по 18 ноября вместе с другими немецкими епископами он будет встречаться с Папой Франциском. В интервью он рассказал о том, что хочет донести до главы католической церкви.
Дизер является одним из 27 католических епископов Германии. Он сторонник реформы в области сексуальной морали. По мнению епископа, контакты между гомосексуальными партнерами не должны считаться грехом в римско-католическом катехизисе. В июне 2020 года он высказался в пользу разрешения церковного благословения однополых партнерских отношений.
В рамках «Синодального пути» (движения реформирования католической церкви в Германии, которое возникло в 2019 году), он занимается проблемами сексуального насилия.
«Как церковь, мы должны заново ответить на эти вопросы»
По мнению Гельмута Дизера, «возникли вопросы, которые давно требуют ответов. Это относится, например, к оценке человеческой сексуальности. Потребность в своевременных ответах давно назрела».
«Нынешнее церковное учение не учитывает некоторых реалий в области человеческой сексуальности. Это относится и к гомосексуальности. Мы не можем говорить этим людям, что их чувства неестественны и поэтому они обязательно должны соблюдать целибат. Как церковь, мы должны заново ответить на эти вопросы», — считает Дизер.
Журналист DW побеседовал с епископом.
«Однополая любовь — это воля Божья»
Вы недавно сказали, что гомосексуальность – это воля Божья. Что вы имели в виду?
— Наука доказывает, что гомосексуальность — это не упадок сил, не болезнь, не проявление ущербности и, между прочим, не следствие первородного греха. Тогда я должен сказать: мир красочен, а творение разнообразно. И в этом случае я могу принять разнообразие в области сексуальности, которое угодно Богу и не нарушает волю Творца.
Богу все равно, если мужчина любит мужчину или женщина любит женщину?
— Однополые чувства и любовь — это не аберрация, а вариант человеческой сексуальности.
Если люди, не являющиеся гетеросексуалами, также желанны Богу, может ли церковь показать им это посредством благословения или духовной поддержки?
— Да, это очень важно. А пастырская забота обо всех людях включает в себя обетование: Бог любит тебя таким, какой ты есть, и тебя принимают таким, какой ты есть сейчас. Потому что это шанс для жизни: быть собой и развиваться. Это относится как к квирам, так и к натуралам.
Изменился ли со временем ваш личный взгляд на эту тему?
— Да, конечно. Я долгое время считал, что гомосексуальность — это повреждение мужской или женской идентичности. Я часто так думал. Но особенно с молодежью я чувствовал, насколько это неприемлемо. А со временем понял, что такие взгляды не являются убедительными и с богословской точки зрения.
Как это вписывается в ваше богословское мышление?
— Реальность не подводит Бога, а Бог не подводит реальность. Я глубоко убежден в этом. Мы верим в Бога, который воплотился в этом мире и поэтому принял нашу человечность. Это обстоятельство должно вселить в нас такую веру, чтобы мы могли смело смотреть в лицо реальности человеческого бытия. И всегда надо помнить одно: Христос больше любого учения о Нем.
Что вы скажете двум лесбиянкам, которые хотят найти епископа и крестить своего ребенка?
— Прежде всего, я был бы счастлив, что ребенок родился. Во-вторых, эти двое хотят крестить ребенка. В-третьих, я бы подумал вместе с ними: как вы можете сделать так, чтобы ваш ребенок учился и рос в вере? И в-четвертых, я бы крестил ребенка. В чем проблема, хотел бы я знать?
«Преследовать людей — это в корне противоречит Евангелию»
Ну, есть же церковники, которые прямо-таки агитируют против гомосексуалов. Чаще в православии, но иногда и в католической церкви.
— Подозреваю, что за этим стоят страхи, ощущение угрозы. Мудрость состоит в том, чтобы переосмыслить, признать жизненные реалии, а не просто осуждать их. Но преследовать людей — это в корне противоречит Евангелию.
В настоящее время патриарх РПЦ Кирилл часто изображает это так, как будто гомосексуальность является проблемой Западной Европы и отражает упадок ценностей.
— Высшей ценностью Евангелия является любовь и принятие других людей ради них самих. Церковь говорит гомосексуалам: Бог вас принимает, мы вас принимаем! Это упадок ценностей — или это воплощение христианских ценностей? Я не вижу в этом никакого упадка. Наоборот: задача нашего времени состоит в том, чтобы наша церковь продемонстрировала свою инклюзивность. В Символе веры для этого используется древнее греческое слово: католик. Это слово на самом деле означает «всеобъемлющий». Церковь – это жизненное пространство для всех, чтобы следовать за Христом.
Через несколько дней, как епископ Аахена, вы вместе с другими епископами будете встречаться с Папой Франциском. Что вы хотите ему сказать?
— Наш Синодальный путь – это духовный поиск. Сам Франциск неоднократно учил и поощрял нас к духовному поиску. Это включает в себя веру в то, что Дух Божий ведет нас всех. Это также обучение. И всё это требует мужества. Нам также нужна смелость, чтобы, как говорит Папа Франциск, принять решение. Я хотел бы дать понять, что хочу сделать все, что он нам предложит. И я надеюсь, что он внимательно нас выслушает.
Франциск говорит, что церкви нужно время, чтобы измениться. С другой стороны, как епископ, вы чувствуете давление в виде ожиданий в Германии. Не могли бы вы попросить Папу подать пример?
— Быстрые решения всегда подозрительны. Я не сторонник этого. И я не думаю, что было бы справедливо подталкивать его к чему-то.
Ещё вопрос по поводу Синодального пути. Вы считаетесь церковным представителем, который отстаивает открытое отношение к разнообразию жизни, включая гомосексуальность. Но на последнем пленарном заседании Синодального пути в сентябре более трети архиереев отказались вас поддержать. Что вы теперь скажете Папе? Вы представите ему эти спорные позиции?
Да, конечно. Нам нужно поговорить об этом. Основной текст (обращения) не получился. Но у нас есть тексты, которые не были отвергнуты. И некоторые из этих текстов адресованы именно Папе.
«Вспомните о революции Коперника»
Вы хотите порвать с традицией, как говорят критики?
— Часто говорят: разрыв с учением, с традицией… Я хотел бы поразмышлять над этим вместе с Франциском: действительно ли это разрыв? Или есть развитие учения, которое проявляется в ином образе мышления, чтобы глубже проникать в истину Христову? Конечно, есть опасения. Но вспомните, например, о революционном перевороте Коперника. Как долго после его открытия церковь боялась признать, что в центре должно быть солнце, а не земля? Очень боялась, что это разрушит библейское повествование о сотворении мира.
Но в какой-то момент она поняла, что реальность, которую исследует человеческий разум, не может противоречить вере. Когда удалось осознать это, страх был преодолен. Так что история сотворения не пострадала. Она до сих пор является нашей духовной пищей. Никакая естественная наука не может сделать открытий, которые опровергли бы духовное послание Христа. Так чего бояться?
50 лет назад многие католики в Германии очень доверяли Вюрцбургскому Синоду (1971-1975) и его реформаторским идеям, отправляли в Рим аналогичные запросы. Но не получили достаточного отклика. А если и сейчас будет то же самое?
— Это было бы обвалом авторитета церкви. Мы не должны игнорировать голос Божьего народа. А когда реформы происходят слишком поздно, то это худшее решение.