Сегодня районный суд Петербурга признал незаконным увольнение трансгендерной женщины из типографии после смены документов. Юридическую поддержку заявительницы осуществляет инициативная ЛГБТ-группа “Выход”.
Анастасия Васильева (имя и фамилия изменены) оспаривала увольнение, которое произошло в 2017 году. После того, как истица официально получила новый паспорт, в котором были изменены сведения о ее гендере, работодатель ее уволил. Официальная причина — профессия печатницы входит в существующий в России список 456 профессий, запрещенных для женщин. При этом типографию не остановило то, что сотрудница проработала в организации больше 10 лет.
В прошлом году суды первой и второй инстанций отказали в иске, однако Президиум Городского суда отправил дело на новое рассмотрение, удовлетворив кассационную жалобу представителя Анастасии. Позиция истицы основана на Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, позиции Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 25.02.2016.
Кроме того, юристы сослались на Обзоре судебной практики Верховного суда РФ №2 от 2016 года, согласно которому применение перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными может быть связано только с охраной материнства. К истице Анастасии Васильевой это неприменимо.
Вновь рассматривая дело, районный суд назначил медицинскую экспертизу. Она показала, что Анастасия может выполнять работу печатницы, и никаких противопоказаний для этого после смены гендерного маркера нет.
Сегодня, 9 апреля, суд признал увольнение незаконным, постановил восстановить Анастасию в должности и выплатить ей 10 тысяч компенсации морального вреда и 1 850 000 рублей — зарплату за время вынужденного прогула.
«Несмотря на существующий в России запрет женщинам работать печатницей, суд первой инстанци воспринял нашу позицию и восстановил Анастасию на работе», — комментирует Макс Оленичев, юрист “Выхода” и представитель Анастасии в суде.
«Два года судебных разбирательств привели к очевидному выводу: никто не должен увольнять людей за то, что они сменили гендерный маркер в документах. И за это дискриминационное поведение типография теперь ответит рублем. К сожалению, решение суда не является окончательным: в случае его оспаривания, оно вступит в силу после рассмотрения апелляции на него, но мы предпримем все силы, чтобы оно не было отменено. Это решение суда придаст, на мой взгляд, силу и уверенность трансгендерным людям в защите своих прав в России».
Между тем, Анастасия Васильева считает, что список вообще надо отменить. Предусмотренные российским законодательством ограничения на работу на вредных производствах для женщины объясняют охраной материнства и детства. Но получается, что женщинам указывают, что им делать — «рожать, щи варить, нянчить ребенка и больше ничего». Истица уверена, что такой подход — дискриминация, а ее иск — не только защита собственных прав, но и действие в защиту всех женщин, сообщает «Поребрик. Медиа».