Здоровье

Руководство по медитации при столкновении с болью, стрессом, болезнью и смертью.

22.03.2013

Помните, что ваше самое ценное богатство – это ваш ум

Эта статья может помочь  вам значительно улучшить ваше качество жизни, в не зависимости от вашего ВИЧ статуса. Не смотря на пугающий заголовок, в общем, статья повествует о том как жить в гармонии с собой. Роль медитации при столкновении с болью, стрессом, болезнью и смертью, – неприятная, но важная тема. Современная медицина может многое предложить для борьбы с ВИЧ-инфекцией, так как сейчас это хроническое заболевание, с которым можно прожить всю жизнь, но не следует впадать в благодушие. И даже если вас не коснулась, ВИЧ-инфекция и ее осложнения, в мире еще много неизлечимых заболеваний, перед которыми восточная и западная медицина бессильны, так что имеет смысл развивать навыки, которые непременно понадобятся, когда вы останетесь один на один с болезнью. Мой опыт показывает, что единственный способ развить необходимые навыки – это тренировать свой ум. Если вы ухаживаете за тяжело больным или умирающим человеком, медитация может стать наилучшим способом восстановления эмоциональных сил.

 

В СМИ можно найти много информации о роли медитации при лечении телесных заболеваний и эмоционального истощения. Журналисты одновременно и преувеличивают, и преуменьшают то, что есть медитация и чем она может вам помочь. Это типично для журналистов. Слушать их – все равно, что слушать продавца подержанных машин. Ему даже не обязательно самому уметь водить машину или уметь за ней ухаживать. Его единственная задача – напирать на ее сильные стороны в той мере, которая позволит ему заполучить максимальное количество ваших денежек. Но если вы собираетесь сесть за руль этой машины, то вам понадобится руководство по ее эксплуатации. Так вот что я собираюсь предоставить вам сегодня: руководство по медитации, которое поможет вам даже тогда, когда все прочие варианты исчерпаны.

 

У меня есть собственный опыт в этой области. Я перенес малярию. Малярия совершенно не похожа на ВИЧ-инфекцию. Ежегодно во всем мире от малярии умирает людей больше, чем от любой другой болезни, и это несмотря на прошедшую в 60-х массированную кампанию под эгидой ВОЗ по борьбе с этим заболеванием. С тех пор появились новые штаммы малярийного паразита, комары стали устойчивы к ядам и рост смертности от малярии снова на подъеме. Мне повезло. Я выжил, но только после того, как обратился за помощью к традиционной медицине. Во время болезни медитация, которую я практиковал в течение нескольких последних лет до болезни, помогла мне переносить сильнейшие приступы боли и дезориентации. Именно это и убедило меня в действенности медитативных техник в подобных случаях.

 

Я знаком со многими медитирующими по всему миру, некоторые из них страдают неизлечимыми заболеваниями. Опыт этих людей свидетельствует о том, что медитация помогает переносить и болезнь, и лечение, которое порой хуже болезни.

 

Сейчас вы можете помедитировать несколько минут для того, чтобы почувствовать, о чем идет речь, и приобрести собственный опыт, на основе которого можно строить дальнейшую практику медитации.

 

Метод, о котором пойдет речь, называется медитация дыхания. Дыхание как тема для медитации хорошо тем, что оно подходит человеку любых религиозных убеждений. Дыхание не принадлежит буддизму, христианству, или еще кому-то. Оно – общая собственность, так что все могут медитировать о дыхании. Из всех тем для медитации эта наиболее благотворна для тела, ведь когда мы имеем дело с дыханием, мы общаемся не только с воздухом, входящим и выходящим в тело, но также со всевозможными ощущениями, проходящими через наше тело при каждом вздохе. Если вы научитесь воспринимать эти ощущения и позволите им течь легко и беспрепятственно, вашему телу станет легче функционировать, а ваш разум получит способ управлять болью.

 

Сядьте удобно, прямо, устойчиво. Вам необязательно сидеть прямо, как солдат. Лишь постарайтесь не наклоняться вперед или назад, влево или вправо. Закройте глаза и скажите себе: «Пусть я буду по-настоящему счастлив и свободен от страданий». Это может звучать как странный, даже эгоистичный способ начать медитацию, но есть несколько причин сделать это именно так.

 

Первое. Если вы неспособны желать счастья себе самому, никоим образом вы не сможете искренне желать счастья другим. Некоторые люди должны постоянно напоминать себе о том, что они заслуживают счастья (мы все заслуживаем его), но если мы не верим в это, мы будем постоянно наказывать себя и других.
Второе. Необходимо задуматься о том, что такое истинное счастье и где его можно найти. Несложно понять, что мы не найдем счастья в прошлом или в будущем. Прошлое уже прошло, а наши воспоминания о нем ненадежны. Будущее – полная неопределенность. Так что настоящее – единственное место, где можно найти счастье. Но даже здесь нужно знать, где искать. Если вы попробуете основать ваше счастье на объектах, подверженных изменениям, – зрительных образах, звуках, людях и внешних вещах, – вы заранее обрекаете себя на разочарование. Это как строить дом на краю обрыва, где до этого уже случались оползни. Истинное счастье может быть только внутри. Медитация как охота за кладом: мы ищем цельное и неизменное сокровище в нашем сознании, нечто неподвластное даже смерти.

 

Для поисков нам нужны соответствующие инструменты. Наш первый инструмент – это то, что мы делаем прямо сейчас: развиваем доброжелательность по отношению к самому себе. Второй – распространение этой доброжелательности на всех живых существ. Скажите себе: «Пусть все живые существа, не важно, кто они, не важно, что они мне сделали в прошлом, – пусть они все тоже будут по-настоящему счастливы». Если вы не будете культивировать в себе эту мысль, а вместо этого принесете с собой в медитацию недоброжелательность и недовольство, то они станут единственным, что вы сможете увидеть, заглянув внутрь себя.

 

Как только вы очистите свой разум и отложите внешние проблемы в сторону, вы готовы сфокусировать ваше внимание на дыхании. Сделайте несколько длинных вдохов и длинных выдохов, сфокусировавшись на какой-нибудь точке тела, где ощущение дыхания особенно заметно, и где сознание легко и комфортно фокусируется. Таким местом может быть кончик носа, грудь, живот, любая другая точка тела. Остановите внимание на этой точке, почувствуйте, как ощущается в ней дыхание, вдохи и выдохи. Не форсируйте дыхание, не позволяйте себе концентрироваться на нем слишком сильно. Пусть дыхание течет естественно, вы же следите за ощущениями. Наслаждайтесь дыханием, как наслаждением, которое хотелось бы продлить. Если ваш ум отвлечется на посторонние предметы, просто верните его назад. Не расстраивайтесь. Если он отвлечется 10 раз, верните его назад 10 раз, если 100 раз – верните его 100 раз. Покажите ему, что вы настроены серьезно, и через какое-то время он послушается.

 

Если хотите, поэкспериментируйте с разными типами дыхания. Если долгие вдохи-выдохи наиболее удобны, дышите так. Если нет, измените тип дыхания на более удобный и успокаивающий. Можно попробовать короткие вдохи-выдохи, долгие вдохи-выдохи, быстрое дыхание, медленное дыхание, глубокое дыхание, поверхностное дыхание…

 

Как только дыхание стало ощущаться комфортно в избранной точке тела, сдвиньте фокус внимания в другую часть тела и следите за дыханием там. Начните, сфокусировавшись на области несколько ниже пупка. Дышите, обращая внимание на ощущения, возникающие в этом месте. Если вы не чувствуете в нем никакого движения, просто осознавайте это обстоятельство. Если движение есть – обратите внимание на свойства этого движения: может быть, дыхание ощущается неравномерно, или присутствует напряжение, зажатость. Если есть напряжение, подумайте о его расслаблении. Если оно неровное, подумайте о сглаживании его. Теперь сдвиньте внимание вправо – в правый нижний участок живота – и повторите процедуру… Потом в левый нижний участок… Потом к пупку… направо… налево… солнечное сплетение… направо… налево… середина груди… направо… налево… основание горла… направо… налево… середина головы… (на каждую точку уйдет несколько минут)

 

Если вы медитируете дома, вы можете продолжить процесс через все ваше тело – через голову вниз по спине, по рукам и ногам до кончиков пальцев на руках и ногах. Пусть ваше внимание почувствует себя комфортно, а затем пусть внимание распространится от конкретной точки на все тело, от головы до кончиков пальцев. Поддерживайте ваше сознание в таком состоянии – вам придется поработать над этим, ибо сознание имеет тенденцию сжимать осознаваемую область до одной точки, – и думайте о дыхании, входящем и выходящем из всего тела, из каждой поры. Пусть ваше внимание остается в таком состоянии какое-то время – вам никуда не надо бежать, ни о чем другом не надо думать…

 

А теперь аккуратно выйдите из медитации.

 

Я хочу разделить тему медитации на две части: что это такое и что она может сделать для вас.

 

Что такое медитация

 

Распространенные концепции сильно сужают ответ на этот вопрос. Книги о медитации обычно освещают лишь две стороны процесса: расслабление и визуализация. Эти два аспекта составляют начальные стадии медитации; вы, наверное, почувствовали расслабление от только что прошедшей медитации и, возможно, использовали визуализацию, когда представляли, как ваше дыхание проходит через все ваше тело, но на этом дело не кончается.

 

Медитация, как целостный процесс, состоит из трех ступеней. Первая – это осознанное расслабление, цель которой – научить разум чувствовать себя комфортно в настоящем, лишь когда ему удобно находиться в настоящем, только тогда он может успокоиться и оставаться в настоящем. Самое главное слово в этом описании – «осознанное». Вам надо полностью осознавать, что вы делаете, сфокусирован ли ваш ум на объекте медитации или он пытается погрузиться в сон. Если вы лишь расслабляетесь и позволяете своему уму дрейфовать, куда ему заблагорассудится, это не медитация, и на таком фундаменте ничего не построить. Если же вы, напротив, сохраняете свое внимание в то время, как ваш ум успокаивается и устраивается в настоящем, ваша практика выходит на следующий уровень.

 

По мере того, как ум все более глубоко сосредотачивается на настоящем, растет его сила. Вы чувствуете, будто разбросанные фрагменты вашего внимания – беспокойство о том, память об этом, ожидание и прочее – собираются вместе и ум приобретает целостность. Развиваясь, ощущение цельности проникает во все ваши занятия, не важно, медитируете ли вы в данный конкретный момент или нет. С этого места ваша медитативная практика переходит на третий уровень.

 

Ваш ум все более и более концентрируется на сохранении этого состояния целостности, вы чувствуете и понимаете все лучше и лучше те обстоятельства, которые могут разрушить такое состояние. Вначале вы замечаете, что, если вы делаете что-то разрушительное по отношению к себе или другим, цельность ума пропадает. После вы видите, что возникновение таких чувств, как алчность, похоть, злоба, заблуждение и страх, выбивает его из равновесия. Вы начинаете замечать способы уменьшить власть этих эмоций над разумом вплоть до того момента, когда ваша сосредоточенность становится столь сильна, что уже не разрушается ни ими, ни еще чем-то, и вы становитесь свободны от них.

 

Именно эти стадии медитации наиболее полезны. Если вы медитируете только для расслабления, это действенно работает с теми аспектами вашей болезни, которые порождены стрессом. Однако при ВИЧ-инфекции дело не ограничивается одним лишь стрессом, так что если вы ограничите себя релаксацией и визуализацией, вы недополучите многое из того, что может предложить вам практика медитации.

 

Что может медитация предложить вам в тот момент, когда вы сталкиваетесь с серьезной болезнью и смертью. С одной стороны, в некоторых книгах написано, что все болезни – следствие состояния ума: надо отрегулировать сознание и наступит выздоровление. Однажды молодая женщина, лет двадцати четырех, с диагнозом рака легкого, пришла ко мне в монастырь и спросила у меня, что я думаю про эти книги. Я сказал ей, что в некоторых случаях болезнь действительно имеет корни в ментальной области, тогда медитация может излечить, но существуют ситуации, в которых болезнь происходит от физических причин, и никакая медитация не заставит болезнь отступить. Если вы верите в карму, то вы можете сказать, что некоторые болезни проистекают от текущей кармы – от состояния вашего ума в настоящий момент, а другие происходят от прошлой кармы. Когда мы имеем дело с болезнью, созданной текущей кармой, возможно, медитация способна помочь. Если болезнь есть следствие прошлой кармы, то самое большее, на что вы можете рассчитывать, это то, что медитация поможет вам жить с болезнью и болью, не страдая от них. В то же время, если сказать больным людям, что они страдают потому, что их сознание в беспорядке, и что лишь они одни ответственны за наведение порядка, необходимого для выздоровления, то вы водружаете на их плечи чрезвычайно тяжелое бремя, и как раз в тот момент, когда больные чувствуют себя слабыми, несчастными, беспомощными и покинутыми. Когда я дошел до этого места, женщина улыбнулась и сказала, что она согласна со мной. Как только ей диагностировали рак, ее друзья выдали ей кипы книг о том, как победить болезнь усилием воли. Она сказала, что ей хотелось сжечь все эти книги и она бы сделала это, если бы видела в этом хоть какую-нибудь пользу. Есть люди, которые верят, что состояние их здоровья является индикатором состояния их сознания. Подобная точка зрения хороша, пока чувствуешь себя хорошо. Но как только человек, придерживающийся такого мнения, заболевает, он начинает думать, что медитировал неправильно, и от этого «срывается в штопор».

 

Нужно четко понять: цель медитации – найти счастье и благополучие внутри своего сознания, вне зависимости от тела и прочих внешних факторов. Ваша цель – найти нечто надежное внутри себя, на что вы можете положиться безотносительно к тому, что происходит с телом. Если так случится, что медитация излечит вас, это замечательно и тому есть множество примеров. У моего учителя была ученица, женщина лет пятидесяти, у которой пятнадцать лет назад обнаружили рак. Врачи утверждали, что она проживет не более нескольких месяцев, однако при помощи медитации она жива до сих пор. Она медитировала на такую тему: «Хотя мое тело больно, но мое сознание болеть не обязано». Несколько лет назад я пришел к ней в больницу на следующий день после того, как ей удалили почку. Собранная и с ясным умом, она сидела в постели так, словно ничего не произошло. Я спросил, много ли боли. Она ответила, что боль есть 24 часа в сутки, но она не позволяет боли совершать набеги на ее разум. Более того, эта женщина воспринимала свою болезнь гораздо лучше ее мужа, который, не медитируя, столь сильно переживал из-за возможности потерять свою жену, что сам заболел, и жене пришлось за ним ухаживать.

 

Помните, что ваше самое ценное богатство – это ваш ум.

 

Поэтому, исследуя, что именно медитация может сделать для вас, следует сфокусироваться на том, как она может помочь поддерживать спокойствие ума перед лицом боли, старости, болезни и смерти, т.к. рано или поздно эти проблемы все равно встанут на вашем пути. Более того, эти проблемы – нормальная часть жизни, хотя мы и рассматриваем их как аномалии. Нас учат, что вечная юность, здоровье и красота принадлежат нам по праву рождения. Когда же они предают нас, мы чувствуем, что произошла какая-то ужасная ошибка и что кто-то в этом виновен – или мы сами, или другие. Хотя на самом деле тут нет ничьей вины. Как только мы родились, старости, болезней и смерти не избежать. И лишь когда мы согласимся с их неизбежностью, только тогда мы сможем применить к ним разумный подход, который бы позволил нам не страдать от них.

 

Как использовать медитацию, чтобы встретить лицом к лицу старение, болезни, боль и смерть и выйти за их пределы. Первое – боль. Когда она приходит, необходимо начать с того, что признать ее присутствие. Это уже важный шаг, ибо большинство людей, почувствовав боль, пытаются отказать ей в праве на существование. Они думают, что они смогут избежать встречи с болью, отпихивая ее от себя, но это все равно что пытаться избежать налоговых выплат, выбрасывая в мусор налоговую декларацию: возможно, вначале вам сойдет это с рук, но потом компетентные органы поймут, что происходит, и ваша ситуация будет даже хуже, чем изначально. Поэтому, чтобы выйти за пределы боли, нужно первым делом понять боль, познакомиться с нею, а это означает выдержать ее. Однако медитация может предложить способ отделить себя от боли, так что, хоть боль и присутствует в теле, вы не страдаете от нее.

 

Если вы овладели техникой сосредоточения сознания на дыхании и умеете настраивать ваше дыхание так, чтобы вам стало комфортно, вы уже можете выбирать, на какой части тела сфокусировать внимание. Если хотите, можете фокусировать его на вашей боли, но на ранних стадиях медитации лучше сконцентрироваться на тех частях тела, которые чувствуют себя хорошо. Пусть боль распоряжается другой частью тела. Вы не собираетесь выселять ее, но и не собираетесь роднится с ней. Отнеситесь к ней как к природному феномену, как к явлению, происходящему в настоящий момент, но не обязательно происходящему с вами.

 

Другой метод – это дыхание через боль. Если вы научились воспринимать ощущения, возникающие в теле при каждом вдохе-выдохе, вы заметите, что вы выстраиваете вокруг боли оболочку напряжения. Внутри этой оболочки энергия не протекает свободно. Хотя это напряжение – попытка избежать боли, но приводит оно к усилению боли. Вместо этого нужно представить, что дыхание свободно течет прямо через боль, растворяя любое напряжение. В большинстве случаев вы обнаружите, что боль заметно ослабевает. К примеру, когда я был болен малярией, я использовал этот прием, чтобы растворить напряжение в районе головы и плеч. Иногда оно было столь велико, что я едва дышал. В такие минуты я представлял, что дыхание входит в тело через все нервные узлы в моем теле – в середине груди, в горле, в центре лба и т.д. – и напряжение уходило. Некоторые люди, чувствуют, что дыхание через боль увеличивает боль. Это знак того, что они неправильно концентрируются. Решение этой проблемы – сконцентрироваться на противоположной стороне тела. Другими словами, если болит правая сторона – сфокусируйтесь на левой, болит левая – на правой. Если боль спереди, сфокусируйтесь на задней части. Если болит голова – буквально – сфокусируйтесь на руках и ногах. (Этот прием работает особенно хорошо при мигренях. Например, при мигрени в правой стороне, сконцентрируйтесь на ощущении дыхания в левой стороне, от шеи и вниз).

 

По мере того, как вы будете достигать все более глубоких уровней концентрации, вы сможете начать анализировать боль. На первом шаге она разделяется на физическую и ментальную. Различите собственно физическую боль и сопровождающую ментальную боль. Последняя проявляется в виде страха еще более сильной боли, в виде страха приближающегося конца. Напомните себе, что вы не обязаны принимать сторону этих мыслей, вы не обязаны следовать за ними. Когда вы прекратите питать эти мысли, они потихоньку начнут уходить. Это как разговаривать с безумцем: если вы вступаете с ним в диалог, через какое-то время вы и сами начинаете сходить с ума, но стоит лишь воздержаться от разговора, не мешая идиоту болтать, он уйдет и оставит вас в покое. То же произойдет и с ментальным мусором в голове.

 

По мере того, как вы избавляетесь от ментального убранства вокруг вашей боли, включая представления о том, что это «ваша боль» и что «страдаете от боли именно вы», то обнаруживается, что вы видите лишь что-то вроде бирки «Это – боль, она находится здесь». Когда этот рубеж пройден, то происходит прорыв в вашей медитативной практике. Например, можно заметить, как эта бирка возникает и пропадает. Как только она появляется, боль усиливается, когда она пропадает, боль стихает. Тогда постарайтесь понять, что тело, боль и ваше внимание – это три различные вещи, как три веревочки, связанные одним узлом, и этот узел вы развязали. После того, как вы сможете сделать это, вы обнаружите, что нет такой боли, какую бы вы не могли перенести.

 

Медитация может также помочь научиться жить с осознанием того факта, что ваше тело больно. Для некоторых людей принять это – самая трудная часть их болезни. Но когда вы построили надежный фундамент для своего разума, он станет прочным основанием вашего счастья и вы сможете смотреть на болезнь с большей степенью невозмутимости. Следует помнить, что болезнь не является несправедливостью по отношению к нам. Это нормальная часть жизни.
Многие больные, страдающие ВИЧ-инфекцией или раком, жалуются, что самое тяжелое для них – это ощущение утраты контроля над телом. Как только вы обретаете контроль над вашим разумом, вы начинаете понимать, что тот контроль, который вы якобы имели над телом, не более чем иллюзия. Тело никогда не заключало с вами контракт, обязуясь выполнять ваши желания. На самом деле, вы в него «вселились», заставили его есть, ходить, говорить и т.д. и решили, что вы – главный. Но даже тогда ваше тело не подчинялось вам полностью: оно хотело есть, спотыкалось, ушибалось, получало травмы, болело, старело.

 

Важная функция медитации заключается в том, что предоставляя в ваше распоряжение смотровую площадку, с которой жизнь открывается в ее истинных цветах, она предохраняет вас от ощущения угрозы или удивления в тот момент, когда тело заявит о своей независимости. Даже когда мозг начинает барахлить, человек, развивший с помощью медитации осознанность, может осознавать этот факт и не привязываться к этой части своего тела. Один из учеников моего учителя перенес операцию на сердце, во время которой была перерезана одна из артерий, подходящих к мозгу. После операции он заметил, что его мозг не работает правильно и что дефект мозга воздействует на его восприятие действительности. Например, он мог подумать, что он сказал что-то своей жене, и расстраивался, что она игнорирует его, в то время как на самом деле он ничего жене не говорил, а лишь подумал о том, чтобы заговорить с ней. Когда он понял, что происходит, он смог собрать достаточно осознанности для того, чтобы, сохраняя спокойствие, просто наблюдать за работой своего мозга, напоминая себе, что это лишь не совсем правильно функционирующий инструмент, и не переживая, когда дела идут не так, как хочется. Постепенно он смог вернуться к нормальному использованию своего мозга. Он сказал мне, что было очень интересно наблюдать работу мозга, как правильную, так и неправильную, и понять, что мозг и разум – две разные вещи.

 

Наконец, мы подошли к теме смерти. Важная стадия медитации – обнаружение внутри разума осознающее ядро, которое не умирает со смертью тела. Если вы смогли дойти до этой стадии в медитации, то смерть перестает быть проблемой. Даже если вы не достигли ее, вы можете подготовиться к своей смерти так, чтобы умереть квалифицированно, а не беспорядочно, как умирает большинство людей.

 

Когда придет смерть, в вашу голову полезут мысли всех сортов: сожаления о делах, вами не сделанных, о делах, вами сделанных, воспоминания о людях, вами любимых, которых вы теперь должны покинуть. Меня однажды чуть не убило током, и, хотя люди, видевшие происходившее, говорили, что прошло лишь несколько секунд до того, как электричество выключилось, мне показалось, что прошло целых пять минут. Много разных мыслей пришло мне в голову, начиная с мысли о том, что я сейчас умру из-за собственной глупости. Затем я собрался и решил, что если пришло время уходить, то следует сделать это должным образом, так что я не позволил своему разуму цепляться за сожаление и тому подобные переживания, затопившие его. Я уже действовал верным образом, когда вдруг электрический ток прекратился.

 

Если вы не практиковали медитацию, опыт такого рода может быть ошеломляющим, и разум ухватится за то, что ему подвернется, и унесется в непредвиденном направлении. Если же вы медитируете, учитесь не цепляться за свои мысли или распознавать, за какие мысли держаться, а какие отпустить, вы сможете управлять ситуацией, не поддаваясь соблазну подчиниться одному из низкопробных ментальных состояний. Если сила вашей концентрации велика, это будет наивысшей проверкой развитого вами навыка. Если вы чувствуете боль, можете попытаться проверить, что исчезнет раньше – боль или ядро вашего сознания. Я вас заверяю, боль пропадет первой, ибо осознающее ядро неподвластно смерти.

 

Сухой остаток от вышесказанного таков: пока вы живы, медитация сможет улучшить качество вашей жизни, так что вы сможете смотреть на боль и недуг с невозмутимостью и учиться у них. Когда же придет время уходить, когда у докторов в бессилии опустятся руки, навык, приобретенный вами в медитации, будет единственным, что вас не покинет. Он поможет вам умереть искусно. Хотя нам и не нравится думать об этом, смерть неизбежна, так что стоит учиться смотреть ей в глаза. Помните, что хорошо встреченная смерть есть верный признак хорошо прожитой жизни.

 

До сих пор мои ремарки ограничивались лишь проблемами людей, больных ВИЧ-инфекцией и другими смертельными заболеваниями, и не касались проблем тех, кто ухаживает за ними. Тем не менее вы уже должны были подметить несколько полезных идей. Медитация предлагает для вас место отдыха и восстановления. С ее помощью вы приобретете беспристрастность, необходимую для того, чтобы увидеть свою роль в верном ракурсе. Когда больному становится хуже или он умирает, это не признак неудачи того, кто ухаживает за таким больным. Ваш долг – сделать то, что в ваших силах для улучшения качества его жизни, пока больной жив. Когда же приходит время больному уходить, ваш долг – помочь улучшить качество его смерти.

 

Один старый человек, медитировавший долгие годы, однажды пришел попрощаться с моим учителем, так как врачи определили у этого человека запущенный случай рака. Он собирался вернуться домой и умереть, но мой учитель предложил ему остаться и умереть в монастыре. Пойди он домой, он слышал бы только брань племянников и племянниц, ссорящихся из-за наследства, и это бы негативно сказалось на состоянии его ума. Так что мы устроили его в монастыре, и его дочь, медитируя, ухаживала за ним. Вскоре системы его тела стали ломаться, и иногда казалось, что боль захлестывает его, поэтому я велел его дочери шептать ему на ухо наставления по медитации и произносить возле его кровати его любимые буддистские сутры. Это успокаивало его, и, когда он умер, а это произошло ночью, в два часа после полуночи, он выглядел спокойным и все осознающим. Его дочь сказала мне на следующее утро, что она не чувствовала печали или сожаления, поскольку выполнила все от нее зависящее, чтобы сделать смерть как можно более гладким переходом для своего отца.

 

В ситуации, когда и ухаживающий, и больной медитируют, проблемы для обоих существенно уменьшаются, а смерть пациента не убивает способность ухаживающего помочь кому-то еще.

 

На этом я хотел бы поставить точку. Боюсь, что некоторые мои ремарки покажутся слишком пессимистичными, однако моя цель – помочь вам взглянуть на ситуацию ясным взором, не важно, сами ли вы больны или заботитесь о ком-то еще, кто болен. Если вы прячете голову в песок при встрече с болью и недугом, ваши страдания лишь умножаются, поскольку вы отказываетесь подготовить себя к их приходу. Только когда вы хорошо их видите, четко понимаете, что важно, а что – нет и крепко держитесь своих приоритетов, только тогда вы можете возвыситься над болью и болезнью.

 

Многие люди обнаруживают, что лишь диагноз смертельной болезни дает им силу впервые здраво взглянуть на жизнь, понять, что надо ставить во главу угла. Уже одно это может радикально улучшить качество их жизни – жалко лишь, что для этого им потребовалось, чтобы обстоятельства стали столь серьезными. Но в какой бы ситуации вы ни находились, я прошу сделать все возможное для улучшения состояния вашего разума, ибо, когда все другое покинет вас, это останется. Если вы не вкладывали силы в развитие своего сознания, вы ничего и не получите от него. Если же вы тренировали его и заботились о нем, он вернет вам стократ. И, надеюсь, я смог продемонстрировать, что медитация может много предложить: это способ, с помощью которого можно укрепить состояние вашего ума и помочь ему выйти за пределы всего того, что с ним может случиться.

 

 

 

Автор: Тханиссаро Бхиккху
Перевод с английского: А.В. Рожков
Редактор русского текста: Т.Л. Кузьмина, Н.Ю. Сидоренко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить ответ

avatar
1000
taokeeper108
Участник

Очень хороший материал; если он вдруг вызовет раздражение или неприятие – попал в болезненное место, может быть, к нему захочется вернуться позже. Путь познания себя – сложный, но, наверное, единственный, по которому интересно идти. Если рассматривать ВИЧ как “кару”, то можно очень быстро начать разрушать себя. Но если принять ВИЧ как жизненный вызов, то также быстро можно вернуть себе ощущение силы и правильности всего происходящего.

Аleks
Гость

Медитация неоспоримо облегчит боль и жизненные позиции, ведь неведение и мечты о будущем куда больше нравяться, осознание своих проблем во многом меняет нашу жизнь

wpDiscuz