Перформанс «Позор» состоялся. Он был бы невозможен без непосредственного участия активиста тюменской региональной организации «Радужный дом» Александра Васильева. Сашин бескомпромиссный баритон, выкрикивающий «Спидозник», «Чумной идет» было слышно на всю улицу, иной раз он звучал громче, чем мегафоны вокруг. Поздравляю, Саша, с первыми активистскими гастролями.
По ощущениям — странно. Несколько раз думал, что не дойду — накатывало и морально, и физически. Прочувствовал частично на себе, что испытала Серсея — стала еще более понятна ее мотивация поступков после Прогулки и то, как и после чего в человеке расцветает безумие. Пятиметровый балахон в какой-то момент начал спутывать ноги, затем я споткнулся и упал на трамвайных рельсах. Из толпы — чаще всего смех, а иногда и вполне осознанное «Позор». Один из журналистов, правда не знаю, откуда, прямо в процессе прогулки взял комментарий, начав с вопроса — «Вы изображаете Иисуса?» Надеюсь, что мое хорошее состояние сейчас — истинное, а не афтершок.
Отдельно хочу поблагодарить несколько десятков активистов и активисток, которые шли рядом и наверняка устали от восклицаний шейминга длиной в час с лишним, но, тем не менее, периодически подбадривали меня улыбками солидарности.
Я специально шел дистанцировано от всех. Вопросы здравоохранения и, тем более, социально-политические проблемы людей, живущих с ВИЧ в России ни разу до сегодняшнего дня не звучали в первомайской повестке. У меня были лозунги «Вирус Изоляции Человека. Нет дискриминации», «Отрицание = смерть. ВИЧ-диссидентам — УК РФ», «Качественную терапию без перебоев для людей с ВИЧ». Хотелось охватить необъятное — ведь это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается ВИЧ-сообщество и НКО. Но я был один, пришлось выбирать. Пока один.
Надеюсь, мой перформанс даст на следующий год плоды, и мы выйдем вместе уже организованной колонной. А в идеале, конечно бы, хотелось, чтобы моя прогулка и мои лозунги дали плоды и в реальных законотворческих инициативах.
Интересно, что перед началом шествия среди прохожих промелькнул тот, кого нельзя называть с хипстерской рыжей кичкой на голове. Всерьез думал, что, услышав одно из его любимых оскорблений, он не удержится, пойдет на голос, держа наготове шампунь. Задача осложняется тем, что вместо моста Кадырова теперь придется мыть треть Лиговского, весь Невский, Казанскую и Вознесенский. Да чего уж там — весь город.
Кстати про Кадырова. Для меня было большой честью приглашение к участию в акции, посвященной чеченской трагедии. Ребята провели один из самых зрелищных перформансов за последнее время. Крик Варя Михайлова до сих пор стоит в ушах, заставляет стынуть кровь. Я желаю всем ребятам скорейшего освобождения из отделений полиции. Я не мог не сделать вклад от себя и, когда начался винтеж, сказал Саше трезвонить в колокольчик и еще громче кричать «Позор», и сам нарушил обет своего перформативного молчания.
Потому что позор — стигме, молчанию, насилию, дискриминации и задержаниям за выражение своей гражданской позиции. Долой расизм, гомофобию, сексизм.
Позор! Позор! Позор!
Автор: Борис Конаков
Фото Виталий Беспалов, Сергей Камергазов