Дискриминация

О лексической капитуляции

пидр

Должно ли гей-сообщество «нормализовать» гомофобные клички, кто такой «счастливый пидорас» и зачем гею «звучать гордо», – рассуждает в колонке Александр Хоц.

Каждый российский гей рано или поздно имеет дело с агрессией: «Пидор, что ли..?» «Печи по вам, пидорасам, плачут..» (Варианты вербальной ненависти – банальная часть нашего быта). Ответной стратегии две: возвращение грязного словечка его автору. Или отработанный юмор: «Пидор, да, и чё? Это приглашение?»..  Впрочем, дело в том, что оба варианта не снимают проблемы агрессии. Ваш юмор не сделает гопника терпимее к вам, а конфликт вовсе не будет исчерпан. Желание подыграть гомофобу – в его туповатой ненависти – может казаться вам удачным приёмом, способом избежать конфликта и проблемы. Но это, скорее, иллюзия.

Попытка заигрывать с лексикой ненависти путём её “нормализации” самой  жертвой – опасный путь. Особенно если из уличных, бытовых практик этот способ переходит в область активистских стратегий..

Недавно беларусский ЛГБТ-активист Андрей Завалей “порадовал” сообщество “манифестом” на тему: “пидор – это звучит гордо” (что-то в этом роде). Теперь и в России откликнулись статьёй Счастливый пидорас, где гей-активист рефлексирует на тему ненависти, предлагая её игнорировать, “перестать себя стыдиться” и быть “счастливым” – в ответ на ненависть. (Почему-то идентичность, которой надо “не стыдиться”, связана для автора не с самоощущением гея, а с кличкой из уст гомофоба. Путь к принятию себя почему-то пролегает через грязный взгляд агрессора. Чем не стокгольмский синдром?)

У репрессированных групп есть две стратегии выживания и социальной адаптации: использование демократических механизмов для продвижения равенства (путь гордости и отстаивания личного достоинства), – и путь выживания в полицейских режимах, в условиях травли и запретов, – через механизмы психологической защиты, когда невозможность повлиять на лексику ненависти ведёт к её “присвоению” жертвой.  Так сказать, путь затравленных.. (“Тебя травмируют клички, ты не можешь изменить ситуацию травли? Так гордись гомофобной кликухой, вынося чужую ненависть на собственные знамёна”).

Россия в годы репрессий (о расправах в Чечне напоминать излишне) бодрым маршем догоняет (обгоняет) Беларусь – с полным набором запретов. Поэтому “нормализация” лексики ненависти самими активистами, на мой взгляд, – тревожный знак. То, что выглядело “естественным” в Беларуси, начинает выглядеть “нормальным” и в России.

Психологически это понятно: жертва устаёт от социальной травли, принимая гомофобные словечки в качестве “новой нормы”. Но умиротворение ненависти – не решает ни одной из проблем уязвимой группы. А лишь тиражирует новые.  Вам кажется, что именуя себя на языке врага, вы избегаете дальнейшего насилия? Но это иллюзия. Согласие с кличкой – лишь распаляет аппетиты гомофоба, ксенофоба и расиста. Вслед за согласием быть «пидорасом» – вам придётся сечь себя и дальше – входя в роль унтер-офицерской вдовы. Отказ от «красных линий» в общении с агрессором будет бить по вам же.

Невозможно представить себе еврея в третьем рейхе с предложением (с плакатом) быть “счастливым жидом”. (Пишу без отточий, чтобы дать читателю возможность оценить прямоту слога в «манифесте» Завалея). Ещё меньше я могу представить себе Мартина Лютера Кинга с транспарантом “Я счастливый чернозадый” – во главе колонны марша на Вашингтон. Так устроено человеческое достоинство: оно не бывает компромиссным: либо оно есть, либо его нет. Нормализуя лексику ненависти, принимая её в свой языковой обиход, вы не решаете проблему языкового насилия, а создаёте новые, провоцируя насильника на новые атаки.

Читайте также:   В 2017 году в Петербурге от гомофобов пострадало 74 человека

Я вовсе не ханжа: “внутренний” юмор групп может работать с обсценной лексикой; чернокожие шутят о “нигерах” и “чёрных задах”, геи не избегают кличек в анекдотах, – но это право самой группы “юморить” во внутреннем обиходе. Но если вы выносите слово “пидор” в идейный “манифест”, – то это акт капитуляции перед политикой ненависти к вашей группе.

Если гей-сообщество не способно противостоять языку гопников даже на уровне лексики, “умиротворяя” гомофоба принятием его картины мира, – то что уж говорить о поведении?

Выходя на российские ЛГБТ-акции с 2006 года, активисты, прежде всего, отстаивали право на человеческое достоинство, а вовсе не право носить кликухи. Им бы и в голову не пришло выходить на улицы в роли “счастливых пидорасов”, – поскольку у Московского гей-прайда (например) были иные задачи – в области прав и достоинства, а не языковой капитуляции.

Навязывая клички в качестве “нормы”, – такой подход не объединяет, а раскалывают сообщество в сложные времена. (Возможно, решая при этом задачи личной адаптации к агрессии, – но не решая проблем социальной группы). Мне пришлось удалить из друзей беларусского френда, слишком активно забивавшему мою ленту словечками из своего “манифеста”. Мне и без того достаточно в обществе этого сорта ненависти – чтобы тащить её в дом, принимая грязь за чистоту. У меня есть поводы гордиться чем-то иным, кроме клички и «стокгольмского синдрома».

Уверен, что огромное число евреев, геев, чернокожих – не готовы с гордостью носить имена “жидов”, “пидарасов” и “нигеров” (даже “счастливых”) ради иллюзии, что в соглашательстве – решение проблемы. Стоит ли превращать агрессию в “водевиль”, “не замечать” её, хохмить и ёрничать, избегая прямого взгляда на вещи? В то время как ненависть – остаётся частью вашей жизни, как бы виртуозно вы ни уворачивались, – принимая плевки за воздушные поцелуи..

Именно поэтому моду на принятие лексики ненависти я считаю тупиковым сюжетом для активизма. Чем раньше она будет изжита, тем здоровее будет наше самоощущение.

Наверное, идея вождей “Единой России” вынести кличку “партии жуликов и воров” на свои голубые знамёна – вызвала бы в обществе такой же приступ хохота. (Впрочем, каждому – своё).

Кроме того, что делать с долгими попытами активистов требовать от прессы адекватного языка? Чтобы не тянуть в печать “совковый” понятийный аппарат вроде “гомосексуализма” (со “шлейфом” диагноза, предпочитая нейтральные: “гомосексуальность” и “гомосексуалы”). На фоне терпимости самого гей-сообщества к грязной лексике – эти требования к прессе выглядят нелепым фанфаронством. “Научитесь, друзья, уважать себя сами,  – ответят вам в СМИ, – а потом уж требуйте от нас”. И будут правы..

Советы быть “счастливым пидорасом” – в агрессивной и гомофобной стране – выглядят абсурдно. Уж точно, этот стиль не для меня. По старинке я предпочитаю называть вещи своими именами: оскорбление – оскорблением, пощёчину – пощёчиной, кликуху – кликухой, ненависть – ненавистью. “Замечая”, а не “игнорируя” пощёчины.

Ощущение реальности (какой бы тяжёлой она ни была) – залог её изменения в будущем. А путь капитуляции и сдачи позиций – в жизни, в лексике и в общении, – тупиковый путь..

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово

Из этой же рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.