Скандал в Германии, героиней которого стала участница немецкой поп-группы No Angels Надя Бенайсса, поднял тему распространения ВИЧ-инфекции на новый уровень, столкнув уголовный кодекс и законы этики. Дело вокалистки немецкой женской поп-группы No Angels Нади Бенайсса (Nadja Benaissa), которую обвиняют в том, что она заразила вирусом ВИЧ одного из своих сексуальных партнеров, всколыхнуло общественное мнение. Девушка не предупредила мужчину о своем ВИЧ-положительном статусе, хотя знала о нем. И теперь Бенайсса оказалась на скамье подсудимых.
Карающий меч правосудия в России рубит нещадно
В России подобные случаи — не редкость. Наиболее «урожайным» стал 2006 год. По крайней мере, именно в этом году в СМИ стали появляться сообщения о применении 122-й статьи Уголовного кодекса, карающей за предумышленное заражение ВИЧ-инфекцией. В городе Ишиме Тюменской области к трем годам лишения свободы условно и штрафу в 250 тысяч рублей был приговорен молодой человек с диагнозом «ВИЧ-инфекция» за то, что заразил вирусом женщину. В том же году к 2,5 годам лишения свободы условно приговорили 25-летнюю жительницу Волгоградской области. Суд признал женщину виновной в том, что она, зная о своей болезни, продолжала вступать в половую связь с мужчинами, не предупреждая их об опасности. Ее партнеры при этом занимались незащищенным сексом. На момент вынесения приговора выяснилось, что один из партнеров подсудимой, проходивший на процессе свидетелем, был инфицирован ВИЧ.
В подобных случаях врачи чаще всего встают на сторону гособвинения. «Уголовная ответственность для ВИЧ-инфицированного прописана. Для человека, который не защитился, нет никакой уголовной ответственности», — заявила Deutsche Welle главный эпидемиолог московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Галина Панкова. По мнению специалиста, не обязательно говорить, что есть ВИЧ-инфекция, можно сказать, что есть какое-то другое заболевание или что он или она боится заразиться.
Уголовный кодекс против законов этики
Живущие с ВИЧ люди считают дискриминационным закон, который устанавливает уголовную ответственность только для носителя инфекции. Председатель правления и директор программ Общественного благотворительного фонда борьбы со СПИДом «Шаги» Игорь Пчелин пояснил, что эта статья отменяет презумпцию невиновности. «Получается, что все ВИЧ-положительные люди уже ходят под этой уголовной статьей, — заявил Пчелин. — Причем статья гласит, что если предупредить о своем диагнозе, то уголовная ответственность не наступает. Но, поскольку нет разъяснений, как нужно предупреждать: письменно, устно, при свидетелях или тет-а-тет, все в итоге зависит от судьи и от адвокатов».
В делах, связанных с заражением ВИЧ-инфекцией, по словам Игоря Пчелина, нельзя все сводить к Уголовному кодексу. Председатель фонда «Шаги» считает, что этот вопрос больше этический и связан скорее с психологией и даже со страхом. «Человеку просто страшно бывает. Страшно начинать строить отношения и признаться в том, что он ВИЧ-инфицирован. Страшно остаться одиноким», — заявил Пчелин, который сам давно живет с ВИЧ.
Жертва по доброй воле
Кроме того, по словам председателя фонда «Шаги», вопрос безопасности должен ложиться в равной степени на обоих партнеров, а не только на одного. Ведь все знают, что незащищенный секс небезопасен, так почему же человек, который в настоящий момент не болен, не задумывается об этом? В конце концов, есть средства защиты, которые достаточно надежно предохраняют. Врачи также считают, что в целом ответственность должна быть обоюдной. «Каждый должен в первую очередь сам заботиться о своем здоровье», — отметила главный эпидемиолог московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Галина Панкова.
Однако в жизни бывают и более страшные тайны, чем отсутствие информации о ВИЧ-статусе случайного партнера. Как сообщила Панкова, порой носители вируса хранят в секрете свой диагноз даже от семьи: «Бывает, женщина узнает о том, что ее муж ВИЧ-инфицирован, при обращении в женскую консультацию по беременности. Приходит такая женщина к нам по направлению, мы спрашиваем: «Муж здоров?». Она говорит: «Здоров». А оказывается, что мужчина с 2001 года наблюдается в центре профилактики и борьбы со СПИДом».
По статистике центра, свой диагноз чаще скрывают именно мужчины. Впрочем, как показывает практика, женщины тоже нередко утаивают сведения о наличии у них ВИЧ-инфекции.