Восьмого декабря прошлого года Госсекретарь США, Хилари Клинтон, произнесла свою историческую речь в защиту прав гомосексуалов и выразила свою поддержку тем, кто рискует собственной жизнью, чтобы отстоять права геев. Эта поддержка, наверняка, была очень важна преподобному МакДональду Семберка, сидевшему в тот момент в зале, рассказывает salon.com.
Семберека, священник епископальной церкви из Малави, в сентябре прошлого года лишился собственного дома, в котором была взорвана бомба. Через месяц после взрыва он одолжил деньги на авиабилет, чтобы посетить конференцию Союза теологической семинарии в Манхеттене – учреждения, известного своей ролью в социальном активизме. Он приехал туда в белом воротничке священника и широкой улыбкой на лице. Трудно было поверить, что он недавно стал свидетелем полного уничтожения дома и имущества, когда вся его семья чудом избежала гибели. Во время двухдневной конференции в Нью-Йорке он говорил с другими христианскими лидерами, чтобы разработать стратегию для борьбы с африканской проблемой, которая становится все опаснее – гомофобией.
Семберека – один из представителей маленькой, но постепенно растущей группы африканских религиозных лидеров, которые готовы идти на профессиональные и личные риски, чтобы поддержать человеческие права ЛГБТ. За их усилия им грозит насилие, осуждение коллег и социальный остракизм. Вопреки всему эти гетеросексуальные мужчины и женщины, главным образом, христианские священники продолжают открыто осуждать преследование и насилие против гомосексуальных африканцев.
Мотивы людей, подложивших бомбу в дом, где Себерека живет вместе со своей женой, двумя детьми и другими родными, до сих пор неизвестны. С большой вероятностью преступники смогут уйти от ответственности. Однако, по словам правозащитных организаций Малави, Семберека, скорее всего, стал жертвой теракта, потому что открыто выступал за права человека и поддерживал гомосексуалов.
По счастью, тем вечером дома были только двое мальчиков-подростков, которым удалось остаться невредимыми. «Я благодарю Бога, что чудесным образом никто не пострадал, — говорит Семберека в интервью. – Но больше всего меня огорчает травма, которая была нанесена моей семилетней дочери. Она до сих пор страдает от ночных кошмаров».
Большинство религиозных лидеров Африки – это рупоры гомофобии, в лучшем случае, они обходят тему гомосексуальности молчанием. Некоторые из них – это главные агитаторы, стоящие за насилием против геев.
Ранее прошлым летом, епископ Бенджамин Нзиби, бывший архиепископ Кении, сообщил в интервью, что он может излечить кого угодно от гомосексуальности – нужно только выдать замуж лесбиянок и переженить геев. Евангелистский пастор Мартин Семпа из Уганды демонстрировал порнографию с однополым сексом своему приходу в Кампале, чтобы убедить прихожан поддержать правительственные меры против гомосексуалов.
В прошлом месяце, после того как британский премьер-министр, Дэвид Камерон, пригрозил сократить гуманитарную помощь Гане, если она не откажется от уголовного преследования гомосексуалов, религиозные лидеры одним за другим делали резкие заявления о геях и призывали правительство не идти на уступки. Впрочем, мера вызвала критику и со стороны 53 африканских ЛГБТ-организаций, писавших: «В то время как за этим могут стоять благие намерения – защитить права ЛГБТИ на континенте, решение сократить гуманитарную помощь игнорирует важную роль ЛГБТИ и движения за социальную справедливость в целом на континенте и создает серьезный риск негативной реакции».
Недавно, когда Хилари Клинтон объявила об аналогичном решении сократить международную помощь США в те страны, которые плохо зарекомендовали себя с точки зрения прав гомосексуалов, негативная реакция была очевидна. Президент Уганды, Йовери Мусевени, заявил, что гомосексуальность: «Полностью чужда африканцам, и я могу сказать, что она считается мерзостью в любой стране континента, какая мне только известна». Национальный совет церквей Кении заявил просто: «Мы не верим в пропаганду прав геев».
Религия играет огромную роль в жизни большинства африканцев, и религиозные лидеры имеют решающий голос в вопросах морали для большинства сообществ. Прошлой весной, когда президент Кении Мвай Кибаки номинировал Вилли Мутунгу, судью известного поддержкой гомосексуалов, многие религиозные лидеры страны выступили против его назначения. Однако священники потерпели поражение – президент назначил в качестве заместителя главного судьи Нэнси Баразу, которая также поддерживает права геев. Целых два месяца главными темами в прессе были спекуляции на тему предполагаемой сексуальной ориентации главных судей страны.
Однако оба кандидата, кстати, оба гетеросексуальные, были утверждены на должность. Гей-активисты всей Африки приветствовали это назначение как большую победу в своей борьбе за равенство. Активист движения за права гомосексуалов, Дэвид Курия, заявил: «Ситуация меняется, и это наглядно показано в назначении главного судьи и его заместителя. Это опровергает мнение о том, что Африка едина в своем неприятии гомосексуалов».
Священник методистской церкви, преподобный Джон Макоках из Кении, которого осуждали за поддержку геев, говорит: «Нам предстоит еще многое сделать, но Вилли Мутунга и Нэнси Бараза помогут защитить гомосексуалов от дальнейших преследований». Слушания в парламенте Кении прошлым летом также показали, что религия начинает меньше влиять на решения правительства.
Положение гомосексуалов в Африке широко освещалось в международных СМИ в связи с попытками ввести смертную казнь за гомосексуальность в Уганде, а также с волной «исправительных» групповых изнасилований лесбиянок в ЮАР. Однако мало кто вне Африки знает, что из 54 африканских государств гомосексуальность продолжает оставаться уголовным преступлением в 38 странах, не говоря уже об угрозах и насилии, с которым каждый день сталкиваются африканские гей-активисты.
Например, мало кто знает о епископе Кристофере Сенонджо из Уганды, 80-летнем англиканском епископе на пенсии, который был основным голосом в поддержку прав ЛГБТ в Уганде с 1998 года, когда он начал консультировать гомосексуальных мужчин и женщин. Из-за поддержки гомосексуалов он подвергся остракизму в своей церкви, его лишили пенсии и запретили выполнять религиозные обязанности.
Однако сам он считает, что самым тяжелым испытанием была реакция его семьи. Не так давно жених его дочери разорвал помолвку. Он сказал, что не хочет связываться с семьей, которая поддерживает геев. Ранее даже его близкие не поддерживали его, например, его жена Мария, которой сейчас 73 года, не понимала и не принимала его деятельность. Однако, как говорит, смеясь, пожилой священник: «Господь ее переубедил».
Сейчас Мария активно поддерживает своего мужа и тех ЛГБТ, с которыми она познакомилась благодаря его работе. Когда на конференции в Нью-Йорке лесбиянка из Уганды разрыдалась, Мария села рядом с ней и начала обнимать ее, оставаясь рядом с женщиной весь день.
Альберт Огле, президент Фонда святого Павла за международное воссоединение – религиозной организации, офис которой расположен в Сан-Диего, считает, что Сенонджо и Семберека «руководствуются моральными ценностями, которые требуют включать в приход и службу всех гонимых. Они не поддерживают именно права геев, но служат всему человечеству».
К концу конференции Огле и другие участники сформировали коалицию, которую они назвали «Компас для Коалиции». Ее цель – бороться с уголовным преследованием и негативным отношением к ЛГБТ в Африке и в 76 странах мира, где до сих пор нелегально быть геем.
Англиканский священник Майкл Киминду из Кении считает, что изменение отношений к гомосексуалам в Африке – это прямая задача религиозных лидеров. Сам он также столкнулся с изгнанием из церкви и отчуждением в семье за свою работу с ЛГБТ. «Мы не можем допустить, чтобы с ними так обращались, — говорит он о гомосексуальных кенийцах. – Церковь должна вернуть этим людям человеческое достоинство».
Когда Семберека вышел на сцену во время конференции, он говорил о тех трудностях, которые неизбежны для него и других священников, поддерживающих права ЛГБТ: «Нас клеймят как марионеток Запада или считают, что мы сами геи». Он добавляет, что такие нападки не остановят его и других священников, которые борются с бессмысленными гонениями людей за их сексуальную ориентацию. Впоследствии, когда его спросили про уничтоженный дом, он ответил: «Когда-нибудь и это будет в прошлом, вместе с чумой гомофобии».
Перевод Парни Плюс