Немецкий сайт queer.de провёл опрос среди читателей о признании полиаморных браков: «Следует ли разрешить вступать в брак более чем двум людям?»
На вопрос ответили более 1440 человек. «Да. Почему бы нет?» (40,1%). «По крайней мере, эти союзы должны быть признаны государством» (32,4%). «Нет. Моногамия является важной традицией». (27,5%)
В июне этого года пасторка Евангелической церкви в Берлине Лена Мюллер благословила романтические отношения между четырьмя мужчинами — двумя латышами, тайцем и испанцем.
«В пятницу вечером я смогла благословить свой первый полиаморный союз, — написала Мюллер в Инстаграме.- Четверо молодых людей сказали друг другу «да», отпраздновали с нами любовь и вверили себя многоцветному Божьему благословению». «Сразу было видно, что между ними было много любви. Поэтому мы в команде быстро пришли к единому мнению: разве Бог может возражать против того, чтобы их было четверо, а не двое?»
Эта новость вызывала бурную дискуссию в Германии. Мюллер подверглась резким нападкам правых политиков из АдГ (Альтернативы для Германии) и массированной травле в социальных сетях. В связи с этим Евангелическая церковь Берлина выступила с заявлением в её защиту.
«10 ответов на 10 главных вопросов о полиамории»
Поскольку полиаморные отношения постепенно обретают видимость, они вызывают дискуссии в обществе и нуждаются в новых социологических исследованиях.
В феврале 2025 года венский социолог Стефан Оссманн опубликовал книгу на основе собственных исследований, где даёт «10 ответов на 10 главных вопросов о полиамории». Изучая тему, автор посетил встречи представителей сообщества и опросил десятки людей разных возрастов (от 22 до 64 лет), живущих в полиаморных отношениях, используя строгие социологические критерии.
Кроме того, он оценил сотни тематических публикаций за последние годы, в которых использовалось 317 различных определений полиамории. По мнению самого Оссманна, принципиально важны пять критериев: согласие (консенсус), союз более двух человек, любовь, физическая близость и продолжительность отношений.
При этом важно понимать, что измены в традиционном моногамном союзе и открытые сексуальные отношения, а также свингерская практика не относятся к полиамории.
Полиамория — это «связь между более чем двумя людьми, основанная на эмоциональной близости, любви и интимных отношениях в течение длительного времени».
Автор использует термин «физическая близость» или «интимные практики», а не «секс», чтобы учесть не только классическое «проникновение», но и петтинг или оральный секс, бондаж или ролевые игры. Кстати, значительная часть опрошенных пришла к полиамории через БДСМ-опыт.
Согласно известным данным, примерно 5 процентов немцев в возрасте от 18 до 65 лет считают себя полиаморными, но не ведут такой образ жизни. От 0,5 до 1 процента жителей Германии живут в реальных полиаморных союзах, но делают это скрытно.
В абсолютных числах, от 250 000 до 500 000 взрослых немцев в возрасте до 65 лет состоят в полиаморных отношениях, обычно не афишируя их.
В Австрии и Швейцарии этот показатель составляет от 25 000 до 50 000 человек в возрасте до 65 лет. Среди них доля людей, открыто живущих в полиаморных союзах, значительно меньше — от 0,05% до 0,1% взрослого населения.
В своей книге Оссманн отвечает на вопрос, почему быть открытым геем или лесбиянкой легче, чем открыто жить в полиаморном союзе? И почему мы вообще так мало об этом знаем?
Дело в том, что полиамория не была частью политической повестки для поколения сексуальной революции 60-х, которое противопоставляло свободную сексуальность традиционной моногамии. «Полиамория — это не проекция 1968 года, она не означает свободную сексуальность», — отмечает автор. Также полиамория не имеет ничего общего с либеральной концепцией «оптимизации», «когда недостающие аспекты в сексуальном партнёрстве компенсируются за счёт привлечения других людей».
В то же время, нет какого-то единого образца полиаморных отношений. «Мы видим разные модели, которые могут встречаться чаще или реже», — подчёркивает автор. Но эти отношения так же разнообразны, как и люди, которые в них участвуют.
«Разделённая радость»
Отдельная глава книги посвящена ревности. Некоторые люди не испытывают этого чувства, — по крайней мере, так они говорят в опросах. Другие вытесняют чувство ревности «разделённой радостью», — то есть, чувством тепла, удовольствия и удовлетворения, которое возникает от эмоциональной близости с другим человеком или с несколькими людьми. «Для многих полиаморных людей это вполне реально. Но не для всех и не в одинаковой степени», — отмечает автор.
Книга помогает понять внутренний мир полиаморных людей и что их беспокоит. Оссманн подчёркивает, что полиамория — это «не мимолетное увлечение и не модный тренд, якобы возникший двадцать лет назад из ниоткуда и который исчезнет в будущем». Напротив, эта тема ещё долго будет поводом для общественных дискуссий.
В настоящее время в странах Европейского Союза нет ни одной организации, которая выступала бы за полигамные браки и продвигала их принятие в обществе. Изменится ли ситуация в будущем и возникнет ли общественный запрос на признание полиаморных союзов, — покажет время.
Источник : Queer .de
Материал по теме: «Полиамория и финансы: как говорить о деньгах?»



