Тридцать два представителя отечественных и зарубежных фармкомпаний встретились 3 декабря на заседании консультативного совета пятой Конференция по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, которая пройдет 23-25 марта 2016 г в Москве (EECAAC 2016).
Но поскольку речь шла не только об участии бизнеса в будущей конференции, но и о грядущем импортозамещении и централизации закупок, то мероприятие закончилось оживленной дискуссией. И больше всего вопросов досталось представителю «Нацимбио» — вероятному организатору всех поставок АРВ в России с 2017 года.
Первое выступление касалось разработки стратегии противодействия эпидемии и вообще всех тех изменений, которые должны произойти уже в следующем году.
Заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой рассказал про основные положения стратегии, представленные министром Вероникой Скворцовой в докладе на правительственной комиссии:
— Основной упор в будущей стратегии будет сделан на профилактических мероприятиях, — заявил он, — включая коммуникационные программы федерального и регионального уровней, увеличение охвата населения диагностикой ВИЧ-инфекции, особенно в группах высокого риска, а также увеличение охвата лечением АРВ – терапией ВИЧ – инфицированных через повышение приверженности их к лечению.
На вопрос руководителя Федерального Центра по борьбе со СПИД Вадима Покровского, «заложены ли деньги в бюджет на все эти мероприятия, раз уж их надо будет так скоро реализовывать», Сергей Краевой ответил:
— На сегодняшний момент происходит рассмотрение федерального бюджета и предусмотрено выделение 22, 8 млрд рублей. Также внесена статья, где сказано «предусмотреть в фонде экономии дополнительные средства на лечение и диагностику больных с ВИЧ».
Кроме того, будут финансово поддержаны разработчики отечественных препаратов:
— В рамках Федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ Минпромторгом заключено семь госконтрактов на разработку антиретровирусных препаратов на общую сумму 167 млн рублей. И шесть — на исследовательские работы и проведение клинических исследований АРВ на сумму 342 млн рублей…
Представитель Международной коалиции по готовности к лечению Алексей Михайлов рассказал о результатах мониторинга закупок АРВТ, который они проводят уже пять лет. По его словам, ситуация особо не меняется: цены не снижаются, разброс цен на один и тот же препарат может быть по регионам очень большим, конкуренции практически нет:
— В 2013 году конкуренция была в 20% случаев, в 2014 доля стала чуть побольше, но в 2015 опять стабилизировалась на 20%.
Алексей Михайлов не только представил обзор аукционов, но и рассказал, какие рекомендации может дать в этой ситуации Коалиция:
— Мы уже не первый год просим разработать и принять документацию, чтобы генерики регистрировались на 20-30% дешевле бренда, как это происходит в некоторых странах БРИКС и ШОС. Также необходимо убрать прослойку «дистрибьютор» для минимизации влияния дистрибьюторов на цены. И последнее – рассмотреть вопрос о принудительных лицензиях для начала производства генериков новых препаратов, конкуренции и, следовательно, снижения цен. Кроме того, мы просим объявить то лицо в министерстве здравоохранения, которое будет заниматься централизованными закупками и с которым будет общаться гражданское общество. Потому что сейчас на все письма, отправленные в МЗ по поводу государственных закупок АРВ-препаратов, нам отвечают «обращайтесь в регионы». А в регионах отвечают, что «мы делаем, как говорит Минздрав или ФАС». Нам нужно конкретное лицо, с которым можно говорить о перебоях, о ценах на препараты, о том, как они формируются…
По поводу принудительного лицензирования Сергей Краевой заявил, что имеющаяся мировая практика показала: оно не дало того эффекта, которого от него ожидали. «Единственное, что была некая стимуляция к развитию фармацевтической промышленности. Но все равно от этого отошли», — заявил он.
С замминистра не согласился директор программ Фонда помощи в области СПИДа в России Денис Годлевский:
— Очень многие юристы дают оценку перспективам принудительного лицензирования как очень положительную в связи с тем что в 2009 году ситуация с ВИЧ была объявлена угрозой национальной безопасности, а последнее заседание правительственной комиссии закрепило это направление. Кроме того, есть ряд примеров, когда принудительное лицензирование сработало на расширение доступности лечения, помогло развитию странового производства и расширению охвата местными генерическими препаратами. Но, разумеется, никто не сбрасывает со счетов необходимость переговоров с брендовыми кампаниями.
Годлевского поддержал президент компании «Фармасинтез» Пуния Викрам Сингх, который сказал, что в той или иной степени все страны БРИКС за исключением России воспользовались этой возможностью, и никто из них не потерял репутацию:
— Эта мера применяется, когда в стране налицо эпидемия или чрезвычайная ситуация. В России надо лечить 2 миллиона человек с гепатитом С. Если лечить софосбувиром, его курс обойдется в 100 тысяч долларов на человека. На это никаких денег не хватит. Но эта ситуация разве не чрезвычайная, на самом деле? Это опасная ситуация, в которой находится жизнь 2 млн граждан. Мы готовы регистрировать этот препарат в России и предложить его за пятую часть стоимости. То есть, либо владельцы патента снижают стоимость, либо мы производим этот препарат…
Тема гепатита С в разговоре возникла неслучайно. В заседании консультативного совета принимал участие представитель компании «Нацимбио», руководитель субхолдинга «Вирусология» Игорь Никитин, который сделал обстоятельный доклад о числе пациентов с гепатитами В и С, нуждающимися в лечении. И так как вероятнее всего именно «Нацимбио» в ближайшее время будет заниматься всеми закупками препаратов, то на долю Игоря Никитина досталось больше всего вопросов.
Денис Годлевский, в частности, попросил рассказать, как именно будет выглядеть будущая система закупок, потому что до сих пор непонятно – когда начнется централизация поставок, кто будет ею заниматься, когда объявят аукционы и будут ли они вообще:
— В чем будет роль холдинга в вопросе поставок препаратов? Мы хотим понять, как вы будете выстраивать отношения с производителями, СПИД-Центрами, как будет выглядеть логистическая цепочка? До последнего года все развивалось достаточно понятно. Но вот теперь хотелось бы знать, как будет обеспечиваться бесперебойная закупка препаратов, которые надо принимать по часам?
Игорь Никитин сказал, что «Нацимбио» «не только и не столько дистрибьюторская компания»:
— У нас подписано соглашение с министерством здравоохранения о сотрудничестве, созданы советы из экспертов по основным направлениям, и основным распорядителем бюджетных средств в данном случае является Минздрав. Это совершенно логично. Оно формирует сегодня заказ потребности в лекарственной терапии – современной, локализованной в одном препарате. И мы — компания, которая будет заниматься не только дистрибьюцией, но и поиском новых разработок. С 2017 года у нас будет полное замечательное производство собственных отечественных препаратов.
Текст: Анастасия Кузина
Источник: www.facebook.com/eecaac2016