Ни одно мероприятие в области СПИДа сейчас не обходится без «красной ленточки» — кусочка шелковой ленты, сложенной особым образом. Красная ленточка — международный символ борьбы со СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агентства ООН и бессчетное количество благотворительных фондов.
Все так привыкли к ней, что мало кто воспринимает ее в изначальном качестве — как радикальный арт-проект, который в свое время позволил перевернуть привычные представления об эпидемии. Этот проект был спланирован и блестяще реализован группой гей-активистов, а рожден он был музой американского художника-гея Франка Мура (1954-2002).
Политические ландшафты
Американскому художнику Франку Муру было суждено войти в историю как «создателю красной ленточки». Именно так его упоминали в некрологах, когда он скончался в 2002 году в результате лимфомы — рака, связанного со СПИДом. Надо отметить, что до этого он жил с ВИЧ-инфекцией более 20 лет. То, что главным делом его жизни все до сих пор считают кусочек шелковой ленты, может показаться довольно странным. В конце концов, он добился популярности именно как профессиональный художник — его выставки проходили в самых разных странах мира, его странные «пейзажи» — футуристические, сюрреалистические ландшафты пользовались огромным спросом.
Однако в каком-то смысле такая слава закономерна. Несмотря на фантастичность его образов, его никогда нельзя было обвинить в побеге от грустной действительности. Наоборот, его искусство всегда было прямым отражением его политической деятельности, а уж ей он занимался в буквальном смысле со школьной скамьи (в школе он устроил кампанию против неадекватной спортивной программы). В дальнейшем, он посвятил жизнь борьбе за права гомосексуалов, охране окружающей среды, а в начале 1980-х, когда американское гей-сообщество поразила эпидемия СПИДа, затронувшая и его самого, вряд ли кого удивило, что он со всей страстностью занялся борьбой с новой инфекцией.
Его картины всегда отражали его страстный, неравнодушный взгляд на мир и общество. Одна из самых знаменитых его работ — «Ниагарский водопад» стала своеобразным символом загрязнения окружающей среды. Тема СПИДа тоже отражалась в картинах прямо или косвенно, его знаменитая работа 1992 года — «Вирусная романтика» изображает букет, на котором расцветают вирусы иммунодефицита человека. Многие его работы откровенно гомоэротичны, что тоже было политическим заявлением, если учесть его работу в гей-движении. Как бы то ни было, сейчас многие смотрят на его действительно хорошие картины, чтобы ответить на вопрос: «А что рисовал создатель красной ленточки?»
Кровь не побежденых
Свое «открытие» Франк Мур сделал, работая в ассоциации художников «Визуальный СПИД», которая объединила в 1980-х годах ВИЧ-положительных людей искусства, и продолжает успешно действовать и поныне. Заболевание наносило сильнейший урон культуре — уже многие талантливые художники, музыканты и другие люди искусства умерли от СПИДа. Активисты решили привлечь внимание именно к этому факту, чтобы хоть как-то «расшевелить» общество.
Идея Мура была проста, и, как любая гениальная мысль, она уже давно «витала в воздухе». Дело было в 1991 году, и Мур обратил внимание на то, что соседняя семья носила желтые ленты — в знак надежды, что их дочь-военнослужащая благополучно вернется из Персидского залива. Ленточки складывались так, что напоминали перевернутую букву «V» — символ победы. Для прирожденного активиста, Франка Мура, борьба со СПИДом тоже была войной, пусть и «внутренней» — битвой, которой не видно конца, а потери все продолжаются. «Ленточка может быть метафорой и для СПИДа тоже», — решил он.
Был выбран красный цвет — цвет крови, одной из жидкостей человеческого тела, в которой содержится вирус, но так же и символ «кровного братства», и страсти, которая всегда двигала Муром. Художники из «Визуального СПИДа» на время оставили мольберты, переключившись на складывание ленточек — их делали сотни и сотни тысяч, поскольку проект нужно было сделать популярным в кратчайшие сроки.
Для нового символа подготовили продуманную рекламную кампанию — это и обеспечило успех. Началось все с распространения простой листовки, призывавшей: «Отрежьте красную ленту 6 сантиметров длиной, затем сверните в верхней части в форме перевернутой «V». Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить ее к одежде».
Настоящее признание проект получил только во время церемонии вручения наград «Tony Awards» в 2000 году. Всех номинантов и участников убедили надеть красные ленточки. В пресс-релизе проекта говорилось: «Красная лента (перевернутое «V») станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом — это то, что к 1-ому декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всем мире». С тех пор ленточки стали просто частью дресс-кода на Оскарах и тому подобных «тусовках». Художники добились желанной цели — СПИД начал, пусть и неявно присутствовать в центре общественного внимания. Простая ленточка нарушила «обет молчания» в отношении эпидемии.
Ленточки на все случаи жизни
С тех пор красная ленточка стала воплощаться снова и снова, появляясь в самых неожиданных местах — марки с ленточкой, значки, майки, кружки, все что угодно. Многие сейчас презрительно относятся к бывшему революционному символу — слишком уж коммерческим, ширпотребным он стал.
Успех проекта «Красная ленточка» был настолько впечатляющим, что многие решили сделать то же самое, чтобы привлечь внимание к другим социальным проблемам. Ленточки начали множиться в невероятном количестве. Желтая ленточка — символ борьбы с гепатитом С, розовая — борьба с раком груди, сиреневая — против насилия над женщинами, и это только некоторые из бесконечного списка. Появилась и радужная ленточка — символ борьбы за права геев и лесбиянок, и внебрачная дочь радужного флага и «СПИДовской» ленточки. Последняя тоже приобретает новые формы. Например, «перевернутая» красная ленточка, напоминающая букву «V» — международный символ в поддержку поисков вакцины против ВИЧ.
Сколько бы ни говорили о том, что красная ленточка как символ приелась, необходимо признать, что лучше Франка Мура еще никто ничего не придумал. Ее можно сделать самостоятельно, она не требует больших жертв, но позволяет заявить о взглядах человека, выразить солидарность с теми, кто пострадал от эпидемии. Пусть даже только 1 декабря. Небольшой шаг, но все-таки шаг, за которым могут последовать и другие.