Национальный ЛГБТИ-консорциум подсчитал, что Украина за 2025 год приняла минимум 16 законодательных и подзаконных актов, связанных с правами ЛГБТК-сообщества.
Как отметил Святослав Шеремет, среди этих решений — нормы о запрете дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности (СОГИ), а также изменения в работе отдельных госинститутов и государственных реестров. Кроме того, ряд актов предусматривает учет мотивов ненависти и дискриминации по признакам СОГИ при фиксации правонарушений.
Что изменилось для ЛГБТК в Украине?
Госслужащим и должностным лицам местного самоуправления прямо запретили призывать к дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Изменения приняты при участии НАГС (Национального агентства по вопросам государственной службы).
В ЕРДР (Едином реестре досудебных расследований) закрепили учет мотивов дискриминации по признакам СОГИ при фиксации информации о правонарушениях. Инициатива реализована совместно с Офисом Генерального прокурора.
ЛГБТК признаны отдельной социальной группой в контексте гендерного равенства, а также отдельной социальной группой, которая нуждается в гарантиях доступа к государственным услугам. Это сделано солидарно с Министерством социальной политики, семьи и единства Украины.
Сексуальную ориентацию интегрировали в политику безбарьерности. То есть безбарьерность в Украине понимается шире, чем только физическая доступность, — она включает и социальную безбарьерность. Об этом сообщается в связке с работой уполномоченной президента по вопросам безбарьерности Татьяны Ломакиной.
В Украине открытый гей назначен заместителем министра культуры
Закрепили принцип недискриминации при отборе прокуроров — кандидатуры должны рассматриваться независимо от сексуальной ориентации (раньше отказ мог происходить уже на этапе предварительной проверки). Норма включена в Стратегию развития прокуратуры до 2028 года за подписью Генпрокурора.
Подписали международное соглашение с Австрией, где отдельно зафиксировали договоренность о признании и продвижении вклада людей разной сексуальной ориентации в культуру и искусство. Указано, что это сделано при участии МИД Украины.
В работе таможни, фискальных органов и других ведомств закрепили запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации и по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Это сделано совместно с Государственной таможенной службой Украины и Государственной налоговой службой Украины.
В сфере здравоохранения задекларировали равный доступ к качественным медицинским услугам независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Также на правительственном уровне признали проблему доступа ЛГБТИК (прежде всего женщин) к услугам в сфере репродуктивного здоровья. Отмечается участие Минздрава Украины.
На 2026 год запланировали законодательные изменения для противодействия преступлениям, мотивированных ненавистью, в том числе по признакам СОГИ. Эти планы включены в «дорожные карты» евроинтеграции и связаны с работой Министерства юстиции Украины.
По стандартам доступа к PrEP упорядочили условия, при которых к отдельным схемам доконтактной профилактики ВИЧ могут получать доступ цисгендерные мужчины, трансгендерные люди и люди с разнообразной гендерной самоидентификацией, чей пол при рождении был определен как мужской. Отмечается участие Центра общественного здоровья Украины.
В системе бесплатной правовой помощи появилась опция учитывать сексуальную ориентацию и гендерную идентичность клиентов при обращении. В тексте упоминается Координационный центр бесплатной правовой помощи.
Работу портала открытых данных data.gov.ua урегулировали на принципах запрета разжигания ненависти и призывов к дискриминации по признакам СОГИ. Указано, что это связано с решениями Кабмина.
Появилось решение о вступлении в силу в Украине решения ВОЗ о депатологизации трансгендерности. Это произойдёт 01.01.2027 — именно с этого дня должна начать действовать МКХ-11.
Кроме того, в 2025 году был снят с рассмотрения гомофобный законопроект №6325. Есть и первое в Украине судебное признание фактических брачных отношений между двумя мужчинами — гражданами Украины.
«Позитивные новости на законодательных фронтах в интересах ЛГБТИК+ — результат системной, долгой и настойчивой адвокации наших организаций при тесном взаимодействии с правительством, отдельными министерствами и ведомствами», — отметил Святослав Шеремет.
Основным вызовом для ЛГБТК-украинцев и украинок остается отсутствие хоть какой-либо формы признания однополых семей. И в правительстве, и в парламенте, и в судебной ветви власти есть сторонники этого кардинального законодательного новшества, однако соответствующие инициативы по состоянию на начало 2026 года остаются в статусе законопроектов.


