Искусство и спорт

Стоит ли серьёзно анализировать текст рэпа с рефреном «Я — пидор»?

гей-комьюнити

Автор телеграмм канала Содом и Умора проговорил панегирик новоиспечённому рэпу квир-ютьюьбера Андрея Петрова, сообщившего под бумс-бумс «Я — пидор» и вызвавшего большой шквал критики.

Во-первых, уже само наличие крика столь разнообразного, во всей широте оценок, показывает важность самого высказывания. Спорная фигура, спорный художественный жест создают контекст, проявляя сами границы квир-бытия, обозначая людей, которые до сей поры были молчаливыми потребителями квир-культуры. Видимость сферы влияния делает видимым и само многообразие гей-комьюнити, состоящего, очевидно, не только из геев, но и из этически и эстетически близких, а также, по парадоксальному родству, и противников ценностей открытого, индивидуализированного общества: гнев гомофоба делает его частью квир-сообщества, вынуждая исполнять роль полезного в разумных дозах яда, стимулирующего иммунитет.

Во-вторых, громкое квир-высказывание показывает способность ЛГБТ к консолидации, единству по тому или иному поводу. Говорят, что гей-комьюнити в России нет, а оно, нате, есть и имеет не голос даже, а хор.

В-третьих, спорная фигура со спорным месседжем, адресуя себя максимально широкой аудитории, позволяет преодолеть геттоизацию квир-культуры, пусть и на маленький шажок она приближает «радужные» ценности к мейнстриму. Недавно мой блог, работающий главным образом как развлечение для своих, процитировал блогер со стороны, для кого ЛГБТ-темы не очевидны, и это привело ко мне ещё с сотню новых фолловеров, для которых я со своими бубнами был прежде невидим, — понятно, что кто-то из них, заскучав, скоро уйдёт, но кого-то, возможно, заинтересует альтернативная оптика, квир-взгляд на мир.

В-четвёртых, не стоит так уж серьёзно анализировать текст рэпа с рефреном «Я — пидор». Рэп, как и вся поп-культура воздействует на уровне эмоции, навязчивого припева, лозунга, который в данном случае, вживляет «пидора» как похвалу в поп-лексикон. Параллели со словами «gay» и «schwul» неизбежны, американцы и немцы вынули из них отрицательный смысл. Со словом «faggot» такого не случилось, но зато отчасти произошло со словом «fag», который игривые дизайнеры применяют время от времени. В немецком заменой «schwul» стало «schwuchtel», но таковы особенности развития языка, все время создающего новые маргинальные зоны, которые нужны для выражения негатива. Главное эту границу все время сдвигать, обогащая квир-словарь нейтральный, салонный новыми словами. Это я как лингвист говорю: чем длиннее синонимические ряды, тем легче тему обсуждать.

В случае со словом «пидор» есть и пример положительной мутации: шапка-пидорка — это не шапка для пидоров, это не пидорская шапка, это шапка-пидорка, определённая модель головного убора, не больше и не меньше. Уверен, что целенаправленный реклейминг любых типичных гомофобных оскорблений снижает их негативный заряд. Слово «пидор» вряд ли станет похвалой, но может быть нейтрализовано. И тут всякое лыко в строку, — хоть проект #пидорымечты, хоть самодельный рэп квирного юноши, манифестирующего, по сути, только то, что он свободен в самовыражении.

Право быть собой, — кто оспорит эту ценность?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube

Из этой же рубрики

One comment

  1. 1

    «Стоит ли анализировать»? А сам-то «Содом и Умора» что делает?) Очень много умных слов по поводу пользы нормализации лексики ненависти. И НИ ОДНОГО возражения на аргументы противников реклейминга. Каким чудесным образом «п****ы"-активисты станут добиваться прав «пидора-учителя» работать в школе с детьми? Как будут выступать за право «пидоров-родителей» воспитывать детей в условиях лексики ненависти? Это автора совершенно не волнует. Он даже не понимает разницы между клубной лексикой и лексикой в сфере ЛГБТ-активизма. Его заботят «шапочки», — а отношение общества к родителям-геям его не волнует. Грустная картина. Лично я отписался от «Содома и Уморы» после этого поста. Он принципиально — «не мой» автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *