Прощание с маэстро

виктюк

Умер великий Виктюк. И, разумеется, ни слова, ни полслова о его гомосексуальности, а в википедии в разделе “Семья” фигурирует анекдотическая чушь.

 
“Со слов Виктюка, он был женат единственный раз в молодости на сотруднице “Мосфильма”, с которой прожил недолго, после чего стал ярым противником брака; в студенчестве к нему испытывала симпатию Валентина Талызина, а сам режиссер позже был влюблён в Людмилу Гурченко; называл своими детьми учеников и актеров своего театра). Трудно вообразить более смешную пародию на чулан, чем эта нелепая “информация”. Уж лучше б ее не было вообще.
 
В нулевые, когда ЛГБТ-тематика еще не была окончательно табуирована российским официозом, до думского закона и прочих радостей, в СМИ можно было прочитать такие, например, пассажи:
 
“… Слава Виктюка – кумира богемы, эстета и эпатажника, певца порока и главного гей-режиссера нашего театра началась со “Служанок”. Именно тогда публика впервые увидела то, что стало потом фирменным знаком театра Виктюка – томную пластику и вычурные гримы мужчин, играющих роли женщин… Демонстративная гомосексуальность Виктюка тогда тоже служила одной из примет элитарности. Его воспринимали как Данко отечественной гей-культуры….
 
… После 1991-го статьи о нем стали называться: “Голубые в городах”, “Голубой провал”, “Любовь в “голубых” тонах” и шли под рубрикой “эротика”. Роман Григорьевич описал эту ситуацию так: “Я живой цветок перестройки. Подул августовский ветер, куда-то меня посеял, а я и пророс. А поскольку цветочек поднялся на нетрадиционной почве, то его не вырывают, не топчут…”
 
(Дина Годер ” Любовник театра. Роман Виктюк как Данко отечественной гей-культуры”, журнал “Итоги” 31.10.2006)
 
Гомосексуальная, квирная идентичность Виктюка – важный формообразующий элемент его театральной эстетики. По-моему, это общее место. Без расшифровки этого аспекта его личности невозможно вообще серьезно говорить о режиссере великого спектакля “Служанки”, поставленного по пьесе великого французского квира, enfant terrible французской литературы, Жана Жене. Замалчивать этот факт все равно, что скрывать еврейское происхождение Бабеля или Жванецкого, анализируя их стиль и особенности литературного языка.
 
Виктюк прожил свою жизнь в чулане, пусть и весьма прозрачном. Он никогда не делал никаких публичных заявлений о своей личной жизни, не совершал никаких каминаутов. Это почти немыслимо для крупных (да и мелких) художников в России в 2020 году. А родившийся в 1936-м режиссер, проживший большую часть своей жизни в тоталитарном СССР со 121 статьей, в стране, не знавшей ни стоунволлов, ни гей-эмансипации 70-80-х, вообще не оперировал подобными категориями. Он, естественным образом, жил в чулане, как и абсолютное большинство советских и постсоветских гомосексуалов, поскольку вокруг был опасный и враждебный мир. И многие из тех, кто его сегодня лицемерно оплакивают, являются адептами этого мира – в котором негетросексуальность “порочна” и должна замалчиваться.
 
Вы можете задать резонный вопрос, какое нам вообще дело до личной жизни великого маэстро. О, это классический гомофобный вопрос гетеронормативного дискурса, и касается он исключительно ЛГБТ-людей. Такое же, как до жен, любовниц, романов и страстей Мейерхольда, Товстоногова, Эфроса или Любимова, про которых мы знаем всё.
 
Светлая память
 
Автор: Гай Франкович

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

t.me/parniplus
[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ